О Николае Мокрове

Творчество Заслуженного художника России Николая Алексеевича Мокрова (1926 – 1996) всецело связано с замечательной владимирской школой пейзажной живописи.

Родился он в с. Севаслейка Горьковской области. Восемнадцатилетним ушел на фронт и воевал вплоть до тяжелого ранения в марте 1945 года. А вскоре юношеская мечта стать живописцем приводит его во Владимирское художественное училище, где он занимался у таких опытных преподавателей, как Ф.Н. Захаров и С.С. Преображенский.

Впервые как художник Николай Мокров заявил о себе на областной выставке в 1958 году, где его работы экспонировались вместе с пейзажами других владимирских мастеров, чьи творческие устремления были ему близки. Именно в те годы возникло своеобразное сообщество талантливых людей, которых объединил страстный порыв найти новые художественные подходы к изображению милой их сердцу русской природы.

Но единство взглядов не мешало развитию индивидуальности каждого. За близостью мотивов и композиционных построений, за общей праздничностью и экспрессией цвета, у Николая Мокрова очень рано проявился необычайно эмоциональный личностный подход. Он писал с натуры то же, что и остальные: Владимир с его окрестностями, Мстеру, Переславль-Залесский, Суздаль, Торжок, Старую Ладогу, Псков. Особенно много работал на «Академической даче», где совершенствовал свое мастерство. Во всех работах как будто сознательно ограничивал себя видами природы с небольшим охватом пространства, приближая к зрителю первый план. Он довольствовался малым, чтобы увидеть большое в скрытой от первого взгляда жизни природы, глубоко уходил в созерцание мира, чтобы показать его живое дыхание, и обращался к одним и тем же немногим местам и мотивам в разные времена года. Самым излюбленным была весна. Март привлекал его первым прикосновением тепла к еще холодному зимнему снегу, блистающему белизной и лишь слегка подернутому дыханием солнца. Апрель будоражил буйным разногласием оживающей земли, а май – нежной прозрачностью зелени. И каждый раз художник зримо выводил на полотне мелодию, выверенную своим чувством.

В своих цветовых построениях он шел от еще полной закрашенности холста и ровного, в неполную силу взятого цвета в ранних работах, – к настойчивому поиску своего живописного видения и исходящей отсюда быстрой смены стилевых исканий 60-70-х годов, а от них – к обретению в 80-е годы художнической устойчивости. Положенные точно по форме почти чистым цветом мазки наполняют фактуру произведений плавным и мягким звучанием. Николай Мокров полностью подчинялся непосредственности своего видения, которое трепетно водило его кисть по холсту, сплавляя человеческие эмоции с живописными. Мастер творил легко и свободно, но физически напряженно и много, вплоть до последнего холста, оставшегося на мольберте незавершенным.

Художественное наследие Николая Мокрова ценно для современной русской пейзажной живописи. Он участвовал во многих областных, республиканских и всесоюзных выставках, произведения мастера хранятся не только в России, но и за рубежом: в Италии, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Австрии, США, Канаде, Японии и других странах. За этим стоит признание Николая Мокрова как большого художника.


(Опубликовано в Каталоге выставки «Заслуженный художник России Николай Алексеевич Мокров. Живопись». Владимир, 1996).

наверх