Олег Николаевич Модоров

В наши дни бытует мнение, что «владимирский пейзаж» постепенно уходит в историю, что молодое поколение художников не придерживается достижений и принципов знаменитой пейзажной школы. Это не так. Современные художники используют богатейшее наследие старых мастеров. Традиции изучаются и перерабатываются, идет естественный процесс обновления владимирского пейзажа. Опираясь на старую основу, молодые художники разрабатывают современные идейные и стилистические принципы этого традиционного для владимирского искусства жанра.

Художник-пейзажист Олег Николаевич Модоров – наш современник. Он родился в 1963 году во Владимире в семье владимирского живописца Николая Николаевича Модорова. С юных лет, бывая в творческой мастерской отца, Олег наблюдал, как рождаются на свет прекрасные картины, светящиеся свежими красками. Он видел кисти отца, лежащие на палитре, которые очень хотелось взять в руки и приблизиться к чистому холсту, ощутив при этом душевное волнение и радость.

Атмосфера семьи, где весь жизненный уклад подчинен творческому графику отца, сама по себе воспитывала у мальчика уважение к изобразительному искусству, исподволь прививала художественный вкус. В одном из интервью Олег говорил, что отец никогда не навязывал ему занятий живописью. К решению стать художником он пришел сам, но главным в выборе, конечно же, был авторитет отца.

В 1980 году Олег поступил на художественно-графический факультет Владимирского Государственного педагогического университета. В искусстве области это были годы необычайного расцвета живописного направления, получившего название «владимирский пейзаж», широкого его признания не только в нашей стране, но и за рубежом.

С открытием в 1978 году художественно-графического факультета во Владимирский Союз художников влилась целая группа молодых художников-педагогов: В. Рузин, М. Изотов, В. Басманов, С. Ермолин, Р. Варцава, А. Денисов – имеющих серьезное художественное образование, свежий взгляд на искусство, отличающихся самостоятельным творческим мышлением.

Живопись на курсе Олега Модорова преподавал Владимир Александрович Басманов. Это прекрасный художник и талантливый педагог. За долгие годы работы на факультете он воспитал и выпустил в жизнь целую плеяду молодых и талантливых художников.

Впервые в городской выставке молодых художников Олег Модоров принял участие в 1982 году еще будучи студентом.  Он показал небольшие этюды – «Весенние тучи», «Владимирский уголок», «Кинешемская гавань», «Начало осени». Затем было участие в Областной выставке молодых художников, российской выставке студентов художественных вузов.

Большим и серьезным успехом Олега Модорова было участие в VII региональной выставке «Художники центральных областей России», проходившей во Владимире в 1990 году, а затем в выставке «Художники Владимирской земли» в 1991 году в Москве.

Эмоционально-цветовой строй ранних произведений Олега Модорова далек от открытого мажора владимирской школы, живописцы которой обостренно понимают цвет и выжимают из палитры все, что можно. Живопись Олега Модорова в первые годы самостоятельного творчества сдержанна, тяготеет к мягким цветовым гармониям в традициях русского реалистического пейзажа XIX века. Большинство произведений тех лет выполнено в сближенной цветовой гамме, где доминантой является охра и близкие к ней цвета. Характерной для этого периода является большая картина «Владимирский холм». Колорит ее построен на преобладании теплого коричневого тона, который объединяет все элементы композиции. И хотя ранние работы сына совсем не похожи на насыщенные цветом полотна отца и его единомышленников, от них веет душевным теплом, их отличает мягкий и тонкий лиризм.

В 1993 году Олег Модоров становится членом Союза художников России. И уже в феврале 1994 года вместе с молодыми живописцами, друзьями и сокурсниками Олег Модоров показывает свои произведения в групповой выставке молодых художников.

Выставка получилась живой и искренней. Она запомнилась зрителю, стала заметным явлением в культурной жизни города, заставила говорить о изменении стилистики в живописи молодого поколения художников, о новой реальности владимирского пейзажа.

По следам выставки в одном из газетных очерков говорилось: «Живопись Олега Модорова отличает деликатность, тонкое чувство меры, смотреть на его картины – истинное наслаждение. Глядя на его работы, кажется, что художник пишет не только краской, но и всей душой. Каждый его пейзаж проникнут благородством, любовью и убеждает нас, что земля прекрасна в любое время года».

В 1995 году в Москве, в Новом Манеже прошла выставка «Отечественный пейзаж в произведениях мастеров живописи Москвы и Владимира», организованная Газпромом, правительством Москвы, Государственной Третьяковской галереей. Эта выставка была признанием выдающихся успехов искусства владимирской земли. В ней участвовали картины В. Юкина, В. Кокурина, К. Бритова и Н. Бритовой, Н. Мокрова, Н. Модорова и О. Модорова. Некоторые работы владимирских художников после выставки поступили в корпоративную коллекцию «Межрегионгаза», в их числе были произведения и Олега Модорова.

В 1999 году Олег Николаевич Модоров становится преподавателем кафедры изобразительного искусства на художественно-графическом факультете, где когда-то учился он сам. Теперь уже он передает накопленный опыт молодому поколению.

Конец девяностых в жизни художника наполнен большой плодотворной работой. Олег много ездит, пишет этюды во Владимире, Мстере, Плесе на Волге, работает на международных пленэрах в Германии, Франции, Словакии.

Работа на этюдах, общение с природой очень важны для любого художника. Это школа, которая раскрепощает руку, освежает живописную манеру, в работе художника появляется легкость и артистизм. В эти годы кисть Олега Модорова приобретает большую цветность, а также живой, широкий и подвижный мазок, правдиво передающий трепетность человеческих чувств на холсте.

Важным этапом в жизни Олега Модорова явилась, открывшаяся весной 2004 года в выставочном зале областного Центра изобразительного искусства персональная выставка. Художник готовился к ней с большой ответственностью, и выставка получилась впечатляющей. На ней были представлены его лучшие работы за многие годы, например: «Золотая осень», «Владимирский холм», «У окраины», «Мстерская обитель». Зрители увидели также картины, написанные по этюдам, сделанным во время поездок по родной стране, на международных пленэрах.

«Это был своеобразный отчет, попытка взглянуть на себя со стороны, подведение черты, за которой начинается новый этап творчества, — говорит художник. — Этой выставкой я как бы подвел итоги работы за 15 лет. Я понял, что пора идти дальше, развиваться. Может быть, заняться поиском новых цветовых решений...».

Олег Модоров любит родную землю, хранит в душе ее древнюю культуру. Художник в своем творчестве выстраивает гармоничный мир старых русских городов и сел с их своеобразным уютом, с цветущими садами за околицей и храмами на пригорках. Интересен ему и чистый пейзаж, и это вполне естественно, поскольку вольно или невольно он испытывает влияние своих предшественников. Ведь любовь к пейзажу — одна из главных отличительных черт владимирского искусства.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в последние годы палитра Олега стала значительно чище, колорит его произведений претерпел существенные изменения. Хмурый осенний день у него не серый, а нежно-серебристый, а весенний пейзаж излучающий аромат весны и теплоту солнечных лучей, светится перламутром. Лучшие произведения художника мелодичны, живопись их собрана в согласующиеся гармоничные аккорды, пронизанные мягким жемчужным светом. Поэтическое состояние его произведений определяют тонкие нюансы родниково-чистых тонов и полутонов.

По мнению художника, декоративность, присущая живописи владимирских пейзажистов, не должна в открытом виде переходить по наследству. Молодое поколение может взять у старшего лучшее, например, чистоту цвета, технические особенности письма и, опираясь на это, добавить собственный подход к теме, личностные переживания, свое настроение. «И это будет другой пейзаж, но он будет иметь те же корни», — говорит художник.

Сегодня можно со всей определенностью сказать: художник Олег Модоров сумел найти свой собственный путь в искусстве. Он — сложившийся живописец, имеющий зрелое художественное мышление, последовательно разрабатывающий свои образно-пластические темы. Из-под его кисти появляются произведения, исполненные больших и светлых чувств.

Творческие успехи художника неоднократно отмечались дипломами и грамотами Правления Союза художников России. Он является лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы.

Олег Николаевич Модоров принадлежит к поколению художников, продолжающих и развивающих своим творчеством накопленные за десятилетия достижения владимирского искусства, кому доведется заполнить новую страницу художественной жизни области в наступившем столетии.

(Опубликовано в альбоме «Федор Модоров, Николай Модоров, Олег Модоров. Диалоги поколений». Владимир, 2007. С. 32 – 47).

наверх