МАРТЫНОВ Дмитрий Никифорович (Санкт-Петербург)

1826-1889

Живописец, график, театральный художник, иконописец, педагог.

1826
Родился 29 мая в Санкт-Петербурге.

1839 – 1843
Учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих на Бирже.

1843 – 1857
Учеба в Императорской Академии художеств под руководством А.Т. Маркова. Неоднократно получал награды Академии художеств: малая серебряная медаль (1848) за «Группу девушек, написанных в миниатюре», большая серебряная медаль (1850) за картину «Деревенская девушка с корзинкой», малая золотая медаль (1851) за программу «Мучение св. Себастьяна», золотую «за экспрессию» и большую серебряную медали (1853) по программе «Эсфирь перед Артаксерксом». 
Регулярно, начиная с 1852 года, выставлял свои картины на конкурс. Его программные полотна: «Ной благословляет своих сыновей Сима и Иафета и отвергает не благословленного им сына Хама» (1852), «Эсфирь пред Артаксерксом» (1853), «Бояре и народ в костромском Ипатьевском монастыре умоляют юного Михаила Федоровича принять царскую корону» (1854), «Иисус Христос в доме Марфы и Марии» (1855).

1854 – 1857
Работал помощником преподавателя в оригинальных классах Академии художеств.

1857
Получил большую и малую золотые медали, а также звание классного художника за исполнение программы «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила».

1858 – 1864
Находился в Европе (в Риме), как пенсионер Академии художеств.

1864
Возвращение в Россию в Петербург.
Получает звание академика исторической и портретной живописи.

1864 – 1889
Жил в Петербурге, работал в различных жанрах изобразительного искусства. Писал картины на мифологические, библейские, исторические сюжеты, пейзажи, портреты; занимался религиозной и декоративной живописью, оформлением театральных постановок в различных городах России. Исполнил образа для церкви Санкт-Петербургского ремесленного училища цесаревича Николая (1874), росписи парусов и стен Спасо-Преображенской церкви в Петербурге (1875), картоны с изображениями святых для храма Христа Спасителя в Москве (1877), иконы для церквей в имениях А.Д. Громовой и В.И. Мятлева. По заказу цесаревича Николая Александровича выполнил занавес «Торжество искусства» для театральной сцены при Аничковом дворце. Создал композиции в плафоне театра в Кронштадте («Аполлон водворяет на земле искусство», «Смерть трагедии», «Возрождение новой комедии»), занавес для казанского театра с изображением героев русских былин. По заказу дирекции Императорских театров работал над эскизами декораций к опере А.С. Даргомыжского «Русалка», А.Г. Рубинштейна «Демон».
Основные работы: «Вакханка» (1862), «Ромео и Юлия» (1864), «Морской берег» (1870),
24 картона для московского храма Христа Спасителя (1877).

1889
Скончался 22 марта в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Произведения художника находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственном центральном музее театральном музее А.А. Бахрушина, в музеях Костромы, Таганрога, Ульяновска, Хабаровска.

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ruhttps://vk.com, https://goskatalog.ru, http://www.zdravrussia.ru, https://ru.wikipedia.org, http://www.artsait.ru.  

Выставочная деятельность началась в 1852 году с участия в конкурсе Академии художеств. Участник выставок Академии художеств.  

Персональные выставки:

1890 Санкт-Петербург.

Дмитрий Никифорович Мартынов был широко известен в свое время как исторический и религиозный живописец, портретист, пейзажист, театральный декоратор, как иконописец, принимавший участие в росписях многих церквей и храма Христа Спасителя в Москве.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх