Художник Владимир Иванович Кувин относится к старшему поколению владимирских живописцев, начавших творческую деятельность в пятидесятые годы. Он родился 20 апреля 1927 года в деревне Молитеево Собинского района. В 1946 году, после окончания семилетки, вместе с младшим братом Анатолием, Владимир поступает в Ивановское художественное училище. Сокурсник В. Кувина по училищу Р.П. Курбатов, вспоминая о нем, говорит: «Это был стройный, широкоплечий, подтянутый молодой человек, с крупными чертами лица, большими выразительными глазами, пробивающимися на верхней губе усиками, белоснежным оскалом зубов и «страшно заразительным смехом», остроумным и добрым. Ко всем он был настроен как-то по-братски, по-родственному».
Время было непростым, послевоенным, но в училище в те годы преподавали художники-реалисты, старые интеллигенты Нефедов Н.Н., Троицкий С.Н., Даниловский А.В., которым удалось заронить созидательное зерно в душу молодого художника, и Владимир загорелся желанием творить.
В 1951 году он заканчивает училище, возвращается во Владимир, впервые участвует в областной художественной выставке, на которой показывает работу «Женский портрет». На обсуждении картина получила положительный отзыв профессора Сычева, жившего тогда во Владимире. В 1954 году, своей картиной «Автопортрет», В. Кувин, участвует уже в республиканской художественной выставке в Москве.
В 1957 году работа В. Кувина «Перед грозой» становится участницей художественной выставки в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он был единственным владимирцем, приглашенным на это мероприятие. Картина была замечена критикой – о ней писали в журнале «Юность», она получила диплом фестиваля. Художника пригласили работать в студию военных художников им. М.Б. Грекова. Однако перспектива быть военнослужащим В.И. Кувину была неприятна, и он отказался.
В 1961 году Владимир Кувин становится членом СХ СССР, выезжает на творческие дачи, много и плодотворно работает. Во Владимирской организации Союза художников с первых лет В. Кувин зарекомендовал себя как художник реалистического направления. Он, был одним из тех редких владимирских художников, кто серьезно занимается академической жанровой и тематической живописью. Он пишет портреты близких ему людей – матери, любимой жены Ирины Юрьевны, дочери Лены, основательные композиционные работы на темы российской истории, гражданской войны, современной советской действительности, на ленинские темы.
Творческая линия, проводимая В.И. Кувиным, не совпадает с царившим во владимирском искусстве тех лет, общепринятым и всеобъемлющим, максимально декоративным «владимирским пейзажем».
Молодой художник не может согласиться с такой пейзажной доминантой в местном искусстве. Имея прямой и независимый характер, он высказывает свое мнение. На обсуждении областной художественной выставки в 1959 году, он, например, говорит: «Обсуждать-то особенно нечего. Теперь у многих есть подражания Юкину и Бритову. А ведь это могила. За образец надо брать великих мастеров…». И не смотря на общее увлечение пейзажем, он продолжает работать в своем ключе.
Настоящей творческой удачей, выдающимся произведением середины 60-х годов является, написанный на творческой даче, автопортрет в полный рост, который называется «Художник». Это пленэрная живопись высочайшего качества, в которой все пропитано воздухом и светом.
Реалистичная в своей основе, работа имеет ту степень цветности и декоративности, которая прекрасно передает непосредственность живого впечатления. Живопись этой работы по настоящему искренна и правдива. Еще юношей художник говорил, что мечтает добиться живописи простой, честной и эмоциональной. Глядя на автопортрет, понимаешь – здесь художник достиг этого.
Но с конца 60-х годов художник отказывается от общественной и выставочной деятельности, полностью погрузившись в себя. Живя рядом Княгининым монастырем, в 1970-е годы В.И. Кувин занимается там изучением и копированием фресок Успенского собора. Несколько лет он работает в прямом соприкосновении с древнерусским искусством, и эти годы не проходят даром. В процессе работы художник находит новый стиль живописи – декоративный, условный, возвышенно-одухотворенный.
Обновленный живописный язык с течением времени становится определяющей чертой его творческой индивидуальности. Новая условная художественная стилистика гармонирует с фантазийными и аллегорическими сюжетами в произведениях этих лет. Это работы «Реставратор», «Автопортрет с драконом», «Лев Толстой», которые выполнены в близкой к иконному письму технике темперной живописи, легкой и пластичной.
В 80-е годы, в связи с болезнью и смертью жены в творчестве художника наступает перерыв. В начале 90-х Владимир Иванович Кувин уезжает из города. Последнее десятилетие он живет и работает в своем доме-мастерской в деревне Вал. В эти годы в своем творчестве художник вновь возвращается к темам, волновавшим его всю жизнь. Он переосмысливает и пишет полотно «Владимирка», заново прочитывая тему, делает новые варианты работ «За родину», «Реквием».
Его волнуют так же, ностальгические темы молодости, человеческих чувств. Он пишет портрет внучки Насти в белом платье, портрет жены, из под его кисти появляются чудесные пейзажи.
Одним из последних произведений художника является картина «Счастье мое». Двое влюбленных замерли, глядя друг другу в глаза. Красная рубашка, белое платье, синяя вода, безграничное чувство. Это глубоко личное произведение, светлая память сердца, эмоциональный рассказ о любви, о прежнем счастье, которого уж не вернешь.
Художник прожил долгую и сложную жизнь. Всегда находился в исканиях, всматривался в самого себя, в окружающих, работал, не желая поступаться принципами. Отстаивая их, он не изменил себе до конца жизни. В 2002 году, готовясь к своей последней при жизни персональной выставке, в автобиографии он писал: «В своем творчестве я причисляю себя к художникам социалистического реализма».
(Опубликовано в альбоме «Владимир Кувин. Живопись, графика». Владимир, 2007).