В.И. Кувин является старшим братом А.И. Кувина, он родился в Молитееве 20 апреля 1927 г. В годы войны работал на Владимирском тракторном заводе, производившем танки и снаряды для фронта. В 1945 году поступил в Ивановское художественное училище, но бросил его, прогуляв выделенные родителями деньги, и вернулся домой. Во второй раз поступил он в это училище на следующий год уже с младшим братом А.И. Кувиным. Жили они в одной комнате и сидели вместе за одной партой. Вместе и окончили училище. По воспоминаниям брата, В.И. Кувин в детстве рисовал мало, затем приобщился к этому делу, глядя на брата, с малых лет осознававшего себя художником. Ивановское училище с его серьезными и доброжелательными преподавателями позволило ему освоить основы искусства. После окончания училища (1951) В.И. Кувин работал в художественно-производственных мастерских г. Владимира.
В 1956 году В.И. Кувин женился на Ирине Юрьевне Кирияновой (1932-1987). По матери она была Гончарова. Обе эти фамилии принадлежали состоятельным людям города Владимира. До сих пор сохранилась память о принадлежавших им так называвшихся Кирияновских банях. В 1957 году у них родилась дочь Елена, впоследствии ставшая членом Союза художников, работавшая руководителем кружков рисования и участвовавшая в художественных выставках пейзажами и натюрмортами маслом. В этом же 1957 году В.И. Кувин удостоился довольной высокой чести участвовать свой картиной «Перед грозой» на выставке молодых художников СССР, приуроченной к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Он был единственным владимирцем, приглашенным на это мероприятие. Его картина была замечена, и его пригласили в студию военных художников им. М.Б. Грекова. Однако перспектива числиться военнослужащим была глубоко чужда В.И. Кувину, и он от этой чести отказался.
В 1959 году В.И. Кувин получает мастерскую и квартиру в доме № 7 в на ул. Некрасова (ныне Княгининская). Начинается его творческое общение с живущими в том же доме К.Н. Бритовым и В.Я. Юкиным, а также с работающим в этом доме В.Г. Кокуриным. Однако это творческое общение постепенно угасло с расселением художников по отдельным мастерским (раньше работали по 2 в мастерской и волей-неволей общались).
Первые шаги в живописи были посвящены портретам современников, жанровым картинам и пейзажу. Впоследствии В.И. Кувин утвердился как незаурядный портретист и мастер аллегорических композиций в плакатно-фресковой манере с включением фрагментов, выполненных в сильной реалистической манере.
В 1961 году В.И. Кувин вступил в Союз художников СССР, стал много и плодотворно работать, ездить на творческие дачи. С начала 1970-х гг. он много занимается монументальной мозаикой. Им был оформлен магазин «Дары природы» в центре Владимира, фонтан в пос. Энергетик.
В конце 1970-х гг. была предпринята реставрация собора Княгинина монастыря, и В.И. Кувин, пользуясь случаем, стал делать копии фресок, которыми славился этот храм. Около пяти лет работы в прямом соприкосновении с древнерусской живописью позволили ему выработать свой новый стиль - яркий, по-плакатному плоскостной и как фрески одухотворенный. Работа в этом направлении началась у художника еще в 1965 году, когда он начал картину «Андрей Рублев». Постепенно этот стиль принял вполне определенные характеристики и стал определяющей для художника чертой его творческой индивидуальности. Вместе с тем обращение к фрескам и к религии было для В.И. Кувина определенной духовной опорой. Дело в том, что с 1969 г. он стал душевно неуравновешен, и это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и все его дальнейшее творчество.
Плоскостной стиль с явно надуманными подчас сюжетами и необычными решениями ярко проявился в таких картинах как «Лев Толстой», «Реставратор» (фактически это автопортрет художника), «Автопортрет с драконом», «Автопортрет. Красные маки». В последней картине, например, изображен художник в пальто и шапке морозным зимним днем стоящий на заснеженном крыльце сельского дома, у ног его стоит оцинкованное ведро, и в нем огромные красные маки. Картины того стиля художник оформлял сам в специально придуманные им рамы из дерева и необычных материалов (например, рубероида). Элемент провокативности есть в названии пейзажа «Грачи прилетели».
С 1980 по 1992 гг. у художника был перерыв в работе. Связано это было с болезнью и смертью жены. Для ее могилы В.И. Кувин выполнил надгробие в виде мозаики – обнаженная женщина в рост, с пышными рыжими волосами до колен. Вещь эта была настолько неожиданна на кладбище и настолько мастерски выполнена, что вызывала интерес всех, кто ее видел. Однако, несмотря на то, что изображение было повернуто в сторону от дорожки кладбища, памятник вызывал нарекания. Неоднократно его опрокидывали, пока, наконец, не разбили кувалдой. Так было утрачено произведение, которому место в истории русского мемориального искусства XX в.
В 1990 году художник осуществил свою давнюю мечту - окончательно переехал на жительство в деревню Вал, в свой дом-мастерскую. Там он создал много картин, но главным его делом было создание второго варианта памятника жене. Он почти успел его закончить. На нем изображена та же обнаженная женщина, но у ее ног видны стилизованные языки пламени и славянская вязь. Памятник этот до сих пор находится на веранде его дома в Валу и, очевидно, останется там навсегда.
В последний год В.И. Кувин делился с братом мыслями о возможном уходе в монастырь и создании там фресок и икон. И он действительно сделал попытку поселиться в Боголюбовском монастыре, однако нашел там ту же дисциплину, которая не нравилась ему в армии. К тому же давала о себе знать развивающаяся болезнь. Очень скоро В.И. Кувин покинул монастырь. Болезнь прогрессировала, и 22 января 2004 г. художник скончался. Он похоронен на городском владимирском кладбище в Улыбышеве.
(Опубликовано в книге «История в лицах: Интеллигенция и провинция». Ковров, 2006. С. 177 – 179).