Николай Федорович Курников один из наиболее ярких представителей владимирской школы живописи. К сожалению, до настоящего времени, творчество художника остается недооцененным. Практически отсутствуют публикации искусствоведов о нем. В альбоме «Владимирские пейзажисты» Ольга Воронова вскользь упоминает о творчестве художника: «Курникову близка сегодняшняя жизнь городских окраин; изображая покосившиеся домики и огороды, он старается сочетать нежность тоновых сочетаний с декоративностью работы в целом»[1].
Думается, что уважаемый искусствовед вольно или невольно отметил всего лишь часть того, что на самом деле было близко Курникову и находило отражение в его произведениях. Интересы художника были весьма широки. Единственное от чего он всегда был далек – это производственные темы.
Николай Федорович рассказывал, что когда он приехал в 1965 году в Москву поступать в художественный институт им. В.И. Сурикова, он познакомился с этюдами студентов, вернувшихся с практики на уральских заводах. «Черные», по словам художника, этюды, выполненные в принятой тогда традиции социалистического реализма, отпугнули его. Художник не захотел рисковать потерей своего мироощущения и видения природы. В качестве художественного учебного заведения им был выбран Московский заочный Народный университет искусств имени Н.К. Крупской, где преподавание сильно отличалось от принятых стандартов обучения в высших художественных институтах страны. В Народном университете студенты были свободны, как в выборе тем студенческих работ, так и в выборе средств их воплощения.
Она была направлена, прежде всего, на развитие лучших качеств учащихся. Заочное обучение в народном университет способствовало развитию самобытного таланта Николая Курникова. Но еще большее значение для его творческого развития имела возможность практической работы с ведущими владимирскими художниками.Начало творчества Николая Федоровича выпало на особенное время. Это было время огромного творческого подъема, связанного с формированием художественного стиля, известного сегодня как "Владимирская школа живописи". Многое для художника значила его поездка с Валерием Кокуриным в Гурзуф в 1965 году. Совместная работа с Кокуриным в Крыму была определяющей для становления художника, как представителя владимирской школы пейзажной живописи. Позже, Валерий Григорьевич отмечал живописный талант Курникова.
Прирожденный колорист, Курников органично воспринял композиционные и колористические принципы, присущие владимирской школы пейзажной живописи. При этом он оставался личностью, обладающей яркой творческой индивидуальностью и самобытностью. Лучших произведения художника находятся в одном ряду с произведениями признанных корифеев владимирской школы живописи.
Очень важно отметить, что несмотря на все превратности и сложности жизни в девяностых и нулевых годах, Николай Федорович сохранял честное отношение к искусству. В отличии от некоторых своих коллег по цеху, он никогда не занимался коммерческими поделками и "тиражированием" своих прежних работ.
В памяти Николай Федорович остался скромным и тихим человеком, честным художником, исполнившим свой творческий долг на земле.
[1] Воронова О.П.; цит. по изд.: Владимирские пейзажисты. Москва, 1987. С. 14.
Валерий Воронин