У Василия Адриановича впоследствии возникла другая семья, и он много лет прожил с Тамарой Васильевной Власовой. Как видите, вторая супруга художника с девичьей фамилией рассталась.
У Татьяны Владимировны были значительные причины сберечь первую фамилию. Она дочь Владимира Федоровича Шишмарева, академика, специалиста по романским языкам и литературе. Борин дед — лицо всемирно известное, интеллигент самого высокого ранга.
Татьяна Шишмарева дружила с Василием Власовым до конца его дней. Много у них было общего. Они из одного гнезда — «лебедята». Так иногда называют младших друзей и воспитанников влиятельного Владимира Лебедева, лидера, мастера-рисовальщика, основателя школы книжной графики, красивого и сильного человека, спортсмена...
И Татьяна, и Василий — рисовальщики первого разряда в ленинградской школе графики. Они — соратники, естественно, воздействовали друг на друга; и в своем следовании Лебедеву, и в своей борьбе с его влиянием определили себя как линейные рисовальщики — где-то, если говорить о характере рисования, между Валентином Серовым и Анри Матиссом. И, пожалуй, оба сознательно и достойно увильнули от Владимира Васильевича.
Оригиналы Шишмаревой к «Пиковой даме» Пушкина, закупленные Русским музеем, улеглись в папку «Классика русского книжного искусства». Хрестоматийны.
... Я вырос и перестал бояться властной, сдержанной, почти английской «бабы Тани». Она часть моей жизни, друг...
«Пиковая дама» — это доблести давно минувших лет. Татьяна Шишмарева выразила себя как нельзя лучше в двух жанровых подразделениях. Художники, зрители города Петербурга знают ее как портретиста, пожалуй, всегда строго-линейного, мастера арабеска, певучей линии, контурных характеристик.
Другое качество и тема — интерьер. Негромкая комнатная лирика. Негромкая, потому что таков характер художницы и просто потому, что это легкая линейно-штриховая графика, дополненная цветом, оснащенная им скупо, нежно для каких-то тихих, почти смиренных, элегических целей...
Татьяна Владимировна — героиня комаровских «вигилий», дачных общений памятных русской культуре людей. К ней забредал Д.С. Лихачев и его потомки. С ней бок о бок корпел над моделями Верейский страший (Г.С.). На ее даче заливалась смехом тонкоголосая Верочка Зенькович. Солидно навещал изысканно аккуратный, элегантный Владимир Конашевич. Кого только она не рисовала! От людей совсем безвестных до участников российской истории. Она всю жизнь дружила с известным испанистом Георгием Степановым.
И еще... Она обладала даром авторитетности, действующим на всех уровнях. Поднатаревшие в отказах чиновники и референты пасовали перед ней. Это она «пробила» монографию сына, она издала его не изданную последнюю книгу... Она даже немного дорисовала ее за него, внезапно пропавшего.
Отец ее до 80 лет ездил на велосипеде. Татьяна Шишмарева, художница, знатная дама, десятками хоронила знаменитых приятелей. И в здравом своем и строгом уме, и хорошей памяти, рисуя почти до последнего, окончила свои дни в возрасте почти девяноста лет (1906-1994). Именно потому, что она умерла сравнительно недавно, я, неспешный и боязливый Нестор, не успел написать про нее добротный и крупный текст. Я ведь все больше... Не всегда, но в основном, об усопших пекусь.
Пусть мой текст о рисовальной академии в Соловьевском переулке, где жили, учили и учились два Власовых и одна Шишмарева, останется пока с перевесом во Власовскую сторону. Бог даст время — будут и слова, и тексты...
1995
(Опубликовано в книге «Николай Ковалев. В продолжение любви». Мурманск, 2009. С. 158 – 159).