КАЗАНСКИЙ Александр Владимирович

Живописец, художник-монументалист, педагог.

1935
Родился 14 апреля в г. Улан-Удэ, Бурятская АССР. Отец – Казанский Владимир Владимирович был начальником хозяйственного управления Совнаркома Бурятской АССР. Мать художника – Евгения Павловна служащая паспортного стола.

1942
Владимир Владимирович, имея бронь, добился отправки на фронт, где попал в окружение, плен и немецкий концлагерь.

1947
Возвращение отца в Улан-Удэ после его «проверки» в советском лагере для военнопленных. Жена считала мужа погибшим и не приняла его после плена. Семейная жизнь рухнула. Владимир Владимирович уехал в Ростовскую область.

1947 – 1949
Во время учебы в школе занимался в кружке рисования во Дворце пионеров у И.П. Голубева. Во время школьных летних каникул работал по договору альфрейщиком[1] в бригаде А.Е. Фудермана, украшая стены по трафарету орнаментом.

1950 – 1955
Учился в Иркутском художественном училище у С.И. Виноградова, А.П. Жибинова, Д.М. Баркалова. Дипломная работа «Ликбез» (1955).

1955
Приезд в Москву и сдача приемных экзаменов в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. При конкурсе 20 человек на место, на живописное отделение принимали 20 человек, а на графическое – 10. По оценкам экзаменов – Казанский показал восьмой результат, но, решением ректора Ф.И. Модорова, зачислен был на графический факультет. Оспаривая это решение, возник конфликт с ректором, который осложнил студенту всю дальнейшую учебу в институте.

1955 – 1961
Учеба в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Со второго курса был переведен на живописный факультет, где занимался у П.П. Соколова-Скаля, В.Г. Цыплакова, М.В. Алпатова и А.Д. Чегодаева. Учебу в институте совмещал с занятием боксом, был чемпионом РСФСР среди юношеских команд.

1959
После летней практики, по формальному поводу, приказом ректора был исключен из института (Модоров еще абитуриенту Казанскому в 1955 году заявил: «Тогда ты вообще не будешь учиться в институте»[2]). Однако после вмешательства в это дело руководителя Декады искусства Бурятской АССР в Москве и бурятского художника, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Москалева, Модоров получил распоряжение Правительства РСФСР о восстановлении студента.

1960-е
После получения диплома о высшем образовании возвращается в Улан-Удэ, где начинает работать по специальности.
В шестидесятые годы творчество художника развивается в стилевом отношении близком «суровому стилю», за что подвергается критике «за формализм».  Написаны картины  «У Курбуликского мыса», «Рыбопункт в Усть-Баргузине» (обе – 1961), «Поселок на Байкале» (1962), «Байкал. Малое море» (1963), «Рассвет на Байкале» (обе – 1963), «Остров Ольхон», «Рыбаки Байкала» (обе – 1964), «Дуся», «Село Сибирь» (обе – 1965), «Монтажники» (1967), «Есть такая партия!» (1969) и другие.
Выполнены монументальные работы: роспись и мозаика в Доме культуры «Текстильщик» в г. Улан-Удэ (1962); рельеф и мозаика на фасаде Дома культуры в поселке Шарагол (совместно с Д.-Н. Дугаровым и А.П. Хомяковым, 1962); роспись и мозаика в Доме культуры колхоза им. Ц. Ранжурова (совместно с Д.-Н. Дугаровым, 1969).  

1963
Награжден почетной грамотой Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры за творческие успехи.

1964
Принят в Союз художников СССР.

1964 – 1969
Избран председателем правления Союза художников Бурятской АССР. Во время работы председателем правления было начато строительство пятиэтажного дома с квартирами для художников и мастерскими, выставочного зала с мастерскими на верхнем этаже.

1967 
Награжден почетной грамотой Союза художников РСФСР в честь 50-летия юбилея Октябрьской революции. Удостоен звания лауреата республиканского конкурса Бурятской АССР, посвященного 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции, за картину «Рыбаки Байкала». Награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР.

1968 – 1973 
Избран членом правления Союза художников РСФСР.

1969    
Избран депутатом Советского районного Совета депутатов трудящихся г. Улан-Удэ.

1970-е
Художник много путешествует по Байкалу и Забайкалью. 
Начиная с 1973 года меняется метод его работы. Разработаны приемы прокладки контрастных тонов, родственных и дополнительных, что позволило добиться оптического смешения цветов. Написаны картины «Над Селенгой» (1970), «Байкальские горы», «Полуостров «Святой нос», «Бургузинские холмы» (все – 1973), «Закат на Байкале», «Селенга», «Долина Селенги» (все – 1975), «Там, где пройдет БАМ» (все – 1976), «Цветущая черемуха» (1977), «Байкал. Святой Нос» (1978), «Портрет чабана совхоза «Боргойский», кавалера ордена Трудового Красного Знамени Б. Гомбожапова», «Тункинские гольцы» (обе – 1979) и другие.
Выполнены монументальные работы: роспись, мозаика, цветные цементы в ресторане «Байкал» в г. Улан-Удэ (1970 – 1971); мозаика, цветные цементы, сграффито на фасаде Дома культуры в г. Кяхта (1972); росписи в кафе ипподрома (совместно с Д.-Н. Дугаровым, 1973) и в туристической гостинице «Баргузин» в г. Улан-Удэ (совместно с Г.Г. Васильевым, 1973); роспись фасада здания Бурятавтодора в г. Улан-Уде (1974); витражи в интерьере станции по переливанию крови в г. Улан-Удэ (1975).  

1970
Награжден медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

1972 
Удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР».

1975  
Присуждена Государственная премия Бурятской АССР в области литературы и искусства.

1976    
Удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР».
Первая женитьба. Через четыре года брак распался.

1978
Рождение дочери Анны.

1979    
Награжден Почетной грамотой Союза художников РСФСР за активную помощь в организации и проведении совместного пленума правлений Союзов художников РСФСР, СССР, АХ СССР и Всесоюзной художественной выставки «Мы строим БАМ».

1980-е
Поездки по стране и по Монголии. Совершает поездку во Францию (1983). Продолжение творческой работы над пейзажами Байкала, Забайкалья, Монголии, так же над портретами простых людей. Написаны картины «Байкал. Пейзаж» (1981), «Баргузинские горы», «В верховье Селенги», «Баргузин. Село Улюн» (все – 1982), «Байкал. Остров Ольхон» (1983), «Байкал. Бухта Песчаная» (1984), «Портрет Героя Советского Союза, заслуженного художника РСФСР Г.Н. Москалева», «Степные просторы Гоби» (обе – 1985), «Осенний лес» (1986), «Байкал. Мертвая зыбь» (1988), «Селенга» (1989) и другие.    

1980    
Награжден дипломом Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР «За творческие достижения» на шестой республиканской выставке «Советская Россия».

1981  
 Присвоено звание «Народный художник РСФСР».
Избран членом Ревизионной комиссии Союза художников РСФСР.

1983    
Присужден диплом Союза художников СССР «За активную творческую и общественную деятельность». Награжден почетной грамотой обкома КПСС и Совета Министров Бурятской АССР за успешное участие в Днях литературы и искусства Бурятской АССР в Москве. Награжден грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР, обкома КПСС за большой вклад в проведение Дней СССР в Монгольской Народной Республике.

1984
Женитьба на Ларисе Гавриловне Ивашиной.

1986
Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и орденом «Дружбы народов».

1987
В Москве с успехом проходит персональная выставка. Выпущен каталог выставки. Третьяковская Галерея намечает к приобретению четырех работ, но болезнь художника и нераспорядительность директора выставки помешали этой покупке.

1988 
Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

1990-е
Начало педагогической деятельности. Совершил поездки в Монголию, Китай, Италию, Германию и США. Продолжение творческой работы над пейзажами Байкала, Забайкалья, Монголии, также над портретами простых людей. Написаны картины «Байкал. Сумерки» (1992), «Портрет народного художника Монголии Нямосорына Цултэма» (1985 – 1996), «Монгольский мотив» (1996), «Закат в Восточных Саянах», «Селенга» (обе – 1997), «Байкал. Чивыркуй» (1999) и другие.    

1990 – 2000
Руководил именной творческой мастерской Красноярского государственного художественного института.

1991 
Присвоено ученое звание профессора кафедры живописи Красноярского государственного художественного института.

1995 
Избран действительным членом Российской Академии художеств.
Поездка в Калифорнию, США.

2000-е
Продолжение творческой работы над пейзажами Байкала, Забайкалья, Монголии. Написаны картины «Поздняя осень. Баргузин» (2000), «Горы в Тунке (1998 – 2001), «Байкал. Прибой» (2001), «Восточные Саяны», «Тункинские гольцы»  (обе – 2003), «Ветеран», «Розы для Ларисы. Портрет Ивашиной Л.Г.», Гобийский кумыс (юроол). Портрет заслуженного художника Монголии Давчиндава» (все – 2005), «Байкальский хребет. Рождение озера» (2007) и другие.    

2003 
Награжден Золотой медалью Российской Академии художеств.

2005 
Награжден почетной грамотой Правительства Республики Бурятия. Награжден почетной грамотой Народного Хурала Республики Бурятия.

2008 
Награжден Золотой медалью Союза художников России.

2010 
Награжден Золотой медалью и дипломом Союза художников России «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».

2011 
Ушел из жизни 27 октября в Улан-Удэ.

2015  
9 апреля открыта мемориальная доска на доме, где жил и работал художник.

Произведения находятся в Государственном Русском музее, Бурятском республиканском художественном музее им. Ц. Сампилова, в музеях Читы, Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Кяхты, Смоленска, в собраниях Художественного фонда России и Министерства культуры России, в музее Сибирского отделения Академии наук г. Новосибирска, в частных коллекциях России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах: http://soyol.ru/personashttp://rahusdv.ru.

Выставочная деятельность началась в 1961 году с участия в выставке «Художники Бурятии». Участник многочисленных молодежных, городских, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. В 2007 году принимал участие в юбилейной выставке, посвященной 250-летию РАХ в Манеже в Москве. В 2012 году в Красноярске прошла выставка «Памяти мастера», посвященная художнику.

Групповые выставки «Художники Бурятской АССР»:

1973 Свердловск, Улан-Удэ;
1980 Москва, Ленинград, Алма-Ата;
1981 Ереван, Баку, Улан-Удэ;
1982 Чита, Париж (Франция);
1983 Москва, Ленинград, Улан-Удэ, Улан-Батор (Монголия);
1984 Дели (Индия).

Персональные выставки:

1987 Москва;
1989 Красноярск;
1995 Сан-Франциско, Тахо (США);
1988, 2001, 2005, 2011, 2015 Улан-Удэ.

Александр Владимирович Казанский был одним из крупнейших художников России второй половины ХХ века. В своем творчестве художник воспел красоту родного края, вечность и суровую мощь Байкала, создал одухотворенные портреты современников. Байкальские пейзажи – это знаменательная страница творческой биографии мастера, который написал масштабные полотна полифонического звучания. К сожалению, ввиду того что большая часть творческого наследия мастера находится в Сибири, его творчество мало известно широкому кругу любителей изобразительного искусства в центральной России.

В коллекции творчество художника представлено его живописными произведениями.

[1] Альфрейная работа – роспись водяными красками по сырой штукатурке.
[2] По изданию Нехорошев Ю.И. «Художник Александр Казанский. Жизнь и творчество». Улан-Удэ, 2013. С. 23).

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх