Всегда ценились художники, умевшие выразить правду бытия, донести до зрителя глубинный смысл событий и фактов, их произведения сразу «завладевают вниманием, увлекают проблемной значительностью содержания, действенной полнотой выражения. К создателям таких эстетических ценностей принадлежит выдающийся деятель русской культуры, природный живописец Виктор Иванович Иванов.
Вдумчивый исследователь жизни, он навсегда сохранил облик канувшей в вечность, подобно легендарной Атлантиде, советской цивилизации, раскрыл характеры людей, ощущавших себя реальной силой на исторической сцене.
В приокских селениях, на родине своей мамы, под Рязанью художник нашел среду, в которой вольно дышалось и думалось, ничто не мешало постигать процессы, идущие в глубине народных масс. Временами окружающая природа казалась ему земным раем, местом, предназначенным для достойного существования, осуществления лучших человеческих мечтаний. Его пленил духовный и физический склад местных жителей, в котором просвечивал непокорный, героический нрав далеких предков, упрямая порода старообрядцев.
Если спросить у Виктора Ивановича, какие качества он ценит более других в своих героях, ответ будет таким: «Мне нравится в русском крестьянине отсутствие алчности, жажды обогащения, он, как рачительный охотник, не пойдет добывать лишнего зверя. Еще он привык осознавать себя членом большой человеческой семьи, решать жизненные задачи сообща. И даже праздничное застолье ему не в радость, если рядом не звучат голоса односельчан, добрых соседей. На миру, действуя вместе со всеми, он обретает жизненную мощь, полнее раскрывает свои творческие возможности».
Эти исконные свойства русского человека оказались востребованными обществом, сыграли решающую роль в рождении нового мира, в спасении Родины от внешних врагов. И, наверное, закономерно, что соавторами лучших достижений нашего мастера выступали идеалы и нравственные требования эпохи, энергия коллективных деяний народа.
Оставаясь функцией самобытного мировоззрения, стиль художника созвучен мудрому символизму, широкому обобщающему пафосу народного творчества, поэтике и языку древнерусской живописи. Его некоторые отличительные особенности восходят к открытиям Сезанна и практике русских сезаннистов. Воспринятый от предшественников опыт зарубежных и отечественных реалистов он переплавил в метод решения современных проблем, облек в плоть и кровь индивидуальной формы. Монументальная природа ивановского стиля сказывается во всем: в организации пространства и колорита, в крупных пропорциях и силуэтном обобщении фигур, ясно различимых с больших расстояний.
Главным объектом его интересов стал простой деревенский люд, который он увековечил как самое важное на земле сословие. Обыкновенных сельских жителей, стариков, ветеранов войны и труда он изображает так, как Веласкес писал королей, не стараясь им польстить угодливой кистью, слащавой лестью. Он не смягчает и не приглаживает их недостатков, не пытается преуменьшить реальных трудностей их существования. И, тем не менее, от их облика веет подлинным величием, неподдельным благородством. Можно говорить о том, что он изображает своих героев в состоянии внутреннего равновесия между чувством и разумом, желаемым и сущим, между частным, подчас трагическим жизненным опытом и мудрым забвением личных обид, поражений, неизбежных ошибок и разочарований. Он дарит нам мгновения безусловного торжества добра, поэтической справедливой гармонии над хаотичной стихией жизни, он показывает нам условия, при которых возможно великое примирение и согласие между людьми.
Художник утверждает величие народного духа, закаленного в тяжелейших испытаниях, знающего о пороках и конфликтах своего времени, остающегося главной, возможно, единственной силой, способной противостоять губительным тенденциям, внести положительную динамику в непрерывный исторический процесс, сделать необратимым движение к общему благу и красоте.
Заслуженный деятель искусств России. Действительный член Российской Академии художеств. Кандидат искусствоведения, профессор
(Опубликовано в каталоге юбилейной выставки к 80-летию ВиктораИванова «Виктор Иванов и земля Рязанская». Рязань, 2004. С. 9).