Богатырь Земли Русской (Виктор Михайлович Васнецов)*

Его имя стоит рядом с именами Репина и Сурикова, художников, чьё творчество стало вершиной русского искусства эпохи духовного расцвета России, выразителей национального самосознания русского народа.

Лучшие работы Виктора Васнецова находятся в Третьяковской галерее. Почти каждый россиянин знает её. Для многих, особенно художников, это самое дорогое место на земле. «... С поразительным проникновением показана в ней наша Русь – так говорил Виктор Михайлович. – В Третьяковской галерее не только любуюсь картинами, не только восхищаюсь талантом моих друзей-художников, но и учусь, как понимать и чувствовать Москву, а через неё и всю нашу русскую жизнь. Ухожу из галереи я всегда не только помолодевшим, но и просветлённым... Галерея, которой должно гордиться всё человечество»[1].

Фасад галереи создан по рисункам Васнецова, в нём узнаются черты древней московской архитектуры. Вы не успели ещё войти в здание, как васнецовский фасад ненавязчиво настраивает вас на восприятие именно русского искусства. Так же, как Музей изобразительных искусств им. Пушкина своей классической архитектурой с её колоннадой вводит в мир культуры других народов.

Чтобы попасть в васнецовский зал, надо пройти ряд залов – Петровской и Екатерининской эпохи. На стенах парадные изображения цариц, портретные галереи Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Каждый художник неповторим и прекрасен. Проходишь зал Кипренского – романтика эпохи Отечественной войны 1812 года, портрет Пушкина, итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина; наконец, залы взлёта русского искусства – Карла Брюлова и Александра Иванова с его великой картиной «Явление народу» и этюдами к ней. При всём мастерстве и величии этих произведений в них ещё нет изображения русской природы, почти нет облика простого человека.

Следующий зал – Перова: вот где мы попадаем в реальную жизнь России. Художник заставляет нас вместе с ним волноваться и сопереживать, принимать грех мира вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским и бунтовать вместе с Никитой Пустосвятом. С Василия Перова искусство наше стало народным; жизнь России, русского человека стала смыслом творчества художников. Искать красоту, видеть добро и зло, оказывается, не обязательно где-то далеко – в Италии, всё это может быть рядом, у себя на Родине.

«Грачи прилетели» Саврасова и «Рожь» Шишкина – долгожданные творения русского искусства. Бескрайние просторы родной земли в картине «Рожь» – бездонное небо, золотые хлеба и дорога между хлебов и могучих сосен. После Шишкина уже твёрдо идёшь в галерее по русской земле, в зал Виктора Михайловича Васнецова.

Здесь мы остановимся надолго. В васнецовском зале – только часть огромного художественного наследия Виктора Михайловича. За пределами галереи картины находятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Историческом музее в Москве и многих музеях России; росписи храмов – Владимирского собора Киева, которому художник посвятил десять лучших своих творческих лет, церкви в Гусь-Хрустальном... В этом зале испытываешь чувство благодарности Павлу Михайловичу Третьякову – это он, часто вопреки общественному мнению, собрал лучшие произведения художника.

На центральной стене висят «Богатыри» – картина, в которой сконцентрирован весь художественный мир и великий дар художника. Два десятилетия она находилась постоянно около него, даже тогда, когда он работал над другими картинами и росписями. Картина стала идеальным воплощением его размышлений, его сущности, души.

На огромном полотне изображены три былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – защитники родной земли. Три русских характера: могучий Илья на вороном коне, старший из богатырей; порывистый и благородный Добрыня Никитич на белоснежном коне, таком же порывистом и гордом, и Алёша Попович, младший, хитроумный, на рыжем, с лисьей повадкой, коне. За богатырской заставой – просторы родной земли. Картина вызывает в воображении строфы «Слова о полку Игореве», музыку «Богатырской симфонии» Бородина.

Картина действует на самые глубинные пласты исторической памяти. Васнецов нашу былину, сказания сделал зримыми, реальными, человечными, узнаваемыми – такими, какими они существуют в нашей исторической памяти, но не имеют зримой формы. Художник придал реальную форму былинным образам и сохранил их сказочность. Васнецов сумел соединить реальность и фантазию. Для художника недостаточно только реального изображения или фантазии, лишённой жизненной убедительности.

После Васнецова все, кто работает в изобразительном искусстве, театре, кино, касаясь истории Руси, находятся, сознательно или нет, во власти образов, созданных им. Картина «Богатыри» – творческий венец всей жизни художника. Как же он подошел к написанию этой картины? Не сразу он раскрыл в себе этот дар, заложенный его родной вятской землёй, отцом и матерью, вятскими людьми, среди которых он рос.

Молодой Васнецов из Вятки приехал в Петербург, поступил в Академию художеств, прошёл все необходимые ступени постижения художественного мастерства, побывал в Европе для совершенствования.

Первые его работы стали жанровыми картинами. Казалось,ничего не предвещало резкого поворота в творчестве. Но это только так казалось. Сам художник, в отличие от зрителей и художественных критиков, не видел перелома в своём творчестве. Для него переход от жанра к былинной живописи был естественным. Васнецов это почувствовал сразу после того, как обосновался жить в Москве, среди исторической России, оставив навсегда Петербург. Васнецов оказался в Москве в тот момент, когда национальное самосознание начало волновать всё русское общество.

В это время стало доступно «Слово о полку Игореве», Алексей Толстой создал трилогию «Смерть Ивана Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», Островский свою «Снегурочку», Афанасьев издал «Народные сказки». Всюду проявлялся интерес к народному костюму и народным промыслам. Звучала музыка Глинки, Верстовского, Чайковского, Бородин создал «Князя Игоря» и «Богатырскую симфонию», Мусоргский – «Бориса Годунова» и «Хованщину», написал первые оперы Римский-Корсаков.

Все уже знали Гоголя, Тургенева, Достоевского. Историки провели огромную работу по изучению исторических корней России. Художники запаздывали. Василий Суриков ещё работал в храме Христа Спасителя над картинами для храма. Васнецов был готов включиться в общий поток подъёма национального искусства. «Только в народной сказке, в песне или былине запечатлён проверенный веками правдивый облик русского народа с его прошлым, настоящим, а может быть, будущим»[2] – так теперь думал москвич Васнецов.

С таким настроением подошёл он к созданию переломной в своём творчестве картины «После побоища Игоря Святославича с половцами». Русская земля усыпана мёртвыми телами. В вечернем небе взошла луна, хищные птицы сцепились, деля добычу. Вся картина наполнена торжественным покоем, никакого ужаса, никакой трагедии битвы. Лежат богатыри, как святые, павшие за святую Русь.

Впервые в русском искусстве, в исторической картине,поэтическое, музыкальное содержание стало главным для художника, стало предметом изображения. Именно этим картина оказала огромное влияние на всё последующее развитие русского искусства. Вот слова самого художника в подтверждение сказанного: «Всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать как музыка, должна производить впечатление как опера Глинки или как музыка Бородина, Даргомыжского, Мусоргского»[3]. «Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни «Поля битвы», ни других своих картин, особенно «Алёнушки», «Богатырей». Все они были задуманы и написаны в ощущениях музыки»[4].

«Алёнушка» – картина народная, песня-сказка о русской природе, о тоске-печали, о девушке-сиротинке. Она также находится в этом зале вместе с картинами «Три царевны подземного царства», «Царь Иван Васильевич Грозный» и «Иван-царевич на Сером Волке». Картина об Иване-царевиче, Елене Прекрасной, о юной любви, верности и бесстрашии. Этой картиной Васнецов положил начало циклу работ «Поэма семи сказок», над которым работал до последних дней жизни. Художник был окружён в своей мастерской картинами, помогавшими не расставаться с дорогой его сердцу Русью даже в трагические дни её разрушения.

«Спящая Царевна», «Царевна Несмеяна», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Сивка-Бурка», «Ковёр-самолет», «Баба-яга», «Бой Ивана-царевича с трёхглавым змием», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – все сейчас находятся в мемориальном доме-музее художника, в его мастерской.

Все перечисленные произведения Васнецова – только малая часть совершённого им. Правда, на мой взгляд, лучшая часть, но и то, что находится за пределами Третьяковской галереи – грандиозно. Роспись в Историческом музее в Москве «Каменный век», роспись Владимирского собора в Киеве, постановка «Снегурочки» в Мамонтовском театре и церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, Избушка на курьих ножках, росписи церкви в Гусь-Хрустальном... Такой труд под силу был только титану.

Написать «Каменный век» для Исторического музея предложил Васнецову археолог А.С. Уваров, по совету Адриана Викторовича Прахова. Общественность и художники восторженно приняли это произведение, давая, может быть, преувеличенную оценку. Так, В.Д. Поленов писал Васнецову: «Как я [высоко] ставлю в отношении радостного искусства твой «Каменный век», я и сказать не умею. На днях тут был Павел Петрович Чистяков, он в восторге от этого произведения: «Васнецов дошёл в этой картине до ясновидения, это первая русская картина, с неё должно начаться русское искусство». Это верно! В этой картине выражено всё будущее развитие человечества, всё, для чего стоит жить» [5].

Созданные Васнецовым эскизы к опере «Снегурочка» в Мамонтовском театре в Абрамцеве до сих пор остаются непревзойдёнными. Вот мнение Игоря Грабаря: «... В смысле проникновенности и чутья русского духа не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия (теперь можно говорить и о столетии – В.И.) отделяют их от наших дней, изощрённых последующими театральными постановками К. Коровина, Головина, Билибина, Стеллецкого и других»[6].

В расцвете своих сил Васнецов получил приглашение создать росписи Владимирского собора. А.В. Прахов, руководящий оформлением храма, так выразил свою точку зрения на эту работу:«… Я зову Вас на этот труд, так как я глубоко уверен, что именно здесь, на стенах, Вы явите всю Вашу силу и фантазию в их полном объёме. Ваш талант призван творить не часть, а поэтическое целое, не отдельную искусственным образом вырванную картину или сцену, но ряд картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой изящных и многозначительных, идейно одухотворённых орнаментов... Нас тесно связывает сходство нашего эстетического понимания, общая всем нам страсть к целостному творчеству и всем нам присущая решительная склонность к исканию красоты»[7].

Перед тем как приступить к работе над росписью храма, Васнецов внимательно изучил мировой опыт подобных работ, посетив Рим, Равенну, Венецию.

Иногда появляются суждения некоторых несогласных с выбором Прахова для росписи Владимирского собора Васнецова. Ах, если бы поручено было Врубелю! Какие у него эскизы! Спору нет, замечательные эскизы создал Врубель, но со всей убеждённостью должен сказать: прав был Прахов. Недаром он писал: «Нас тесно связывает сходство нашего эстетического понимания»[8]. Между Васнецовым и Врубелем было глубокое расхождение в понимании назначения росписей.

Для Васнецова росписи – выражение народности, национального сознания, где художник стремится показать зримыми образы, живущие в душах миллионов православных людей, в то время как для Врубеля – это выражение индивидуалистических, личных переживаний. Для Васнецова, по его словам: «Христос, конечно, неизбежно должен быть личен, но личное представление его должно возвыситься до Мирового представления его, т.е. всему Миру он должен неизбежно представиться таким, а не иным, и личное представление отдельного художника должно, наконец, совпасть с этим Мировым представлением»[9]. Ту же задачу ставил перед собой Васнецов и при создании других образов, в особенности образа Богоматери. Миллионы людей, глядя на Богоматерь, принимали васнецовский образ за свой, у них не было двойственности, не было расхождения с тем образом, который создал художник.

Мы давно уже привыкли к тому, что религиозные образы западного искусства – Рафаэля, Леонардо и многих других художников – распространяются у нас в репродукциях, книгах, на выставках, но по отношению к произведениям, созданным русскими художниками, в том числе и Васнецовым, существовало совершенно противоположное отношение. И это несправедливо. Образ Богоматери во Владимирском соборе нисколько не уступает великим творениям других мастеров. Весь ансамбль васнецовских росписей во Владимирском соборе обладает сильнейшим воздействием на человека. Кроме религиозного содержания в росписи отражена наша история в таких событиях, как крещение Руси, изображены исторические деятели нашей Родины: князь Владимир, княгиня Ольга, князь Андрей Боголюбский, князь Александр Невский, Нестор-летописец...

Виктор Васнецов, восхищаясь глубиной, непосредственностью и смелостью в решении художественных задач мастерами старинных эпох (теперь мы можем его слова отнести к нему самому), видел причину этого в том, «что и в предшествующие века и в век современный художники верили – все окружавшие их люди: и великие, и малые (просвещённые и невежественные), глубокие и простые – все веровали в то же, во что и художник, жили и питали свою душу одними и теми же великими чаяниями... И вся толпа волновалась, видела и радовалась созданиям своих художников»[10].

Васнецов – художник духовной истории России. Для него «без народной, природной почвы никакого искусства нет». О своих «Богатырях» он говорил: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом... Я обязан был выполнить свои обязательства перед ним так, как их понимал и чувствовал»[11].

Заканчивая эти заметки о Викторе Васнецове и его творчестве, хочется поделиться одним событием из моей личной жизни. Когда в нашем доме появилась моя внучка, существо дорогое и любимое, над её кроваткой мне захотелось повесить какую-нибудь репродукцию одного из любимых мною художников – как талисман, чтобы она как бы осеняла благодатью внучку! Сколько прекрасного создано в искусстве! Перелистывая репродукции с шедевров мировой и русской живописи, я выбрал «Алёнушку». Почему остановился на ней? Что, считаю её совершеннее в художественном отношении перед другими? Совсем нет, но рассуждения для меня были излишними, и я повесил над кроваткой любимой внучки «Алёнушку».

* Печатается по тексту в журнале: Слово. 2006. № 2. С. 68- 72.

[1] Лобанов В. Виктор Васнецов в Москве. М.: Московский рабочий, 1961. С. 227.
[2] Цит. по: Лебедев А.К. В.М. Васнецов // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века / под ред. А.И. Леонова. M.: Искусство, 1971. С. 174.
[3] Лобанов В. Ук. соч. С. 54.
[4] Лобанов В. Ук. соч. С. 59.
[5] Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников / общ. ред. А.И. Леонова. М.: Искусство, 1964. С. 393.
[6] Грабарь И. В.М. Васнецов (очерк) // Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. С. 334.
[7] Цит. по: Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая И. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1962. С. 265.
[8] Там же.
[9] Из письма В.М. Васнецова Е.Г. Мамонтовой 20 августа1889г. // Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. С. 81.
[10] Из письма В.М. Васнецова Е.Г. Мамонтовой 20 октября1889г. // Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М Искусство, 1987. С. 82.
[11] Лобанов В. Ук. соч. С. 200.

В.И. Иванов

(Опубликовано в сборнике статей «Виктор Иванов одной судьбы с народом». Рязань, 2014. С. 124 – 129).

наверх