ИОГАНСОН Борис Владимирович (Москва)

1893-1973

Живописец, график, художник книги, педагог, автор книг и статей по вопросам изобразительного искусства.

1893                                  
Родился 13 июля в Москве в семье железнодорожного бухгалтера шведского происхождения.

1904–1912                                                                           
Учеба в Комиссаржевском техническом училище в Москве, где у учителя рисования М.М. Галкина были получены первоначальные художественные навыки.

1912–1913                             
Учился в школе-студии П.И. Келина.

1913–1918         
Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Н.А. Касаткина, А.М. Корина,  К.Н. Горского, А.Е. Архипова, С.В. Малютина, Л.О. Пастернака,  с 1917— в мастерской К.А. Коровина.
Учился вместе с Маяковским, его однокашниками были Павел Корин и Аркадий Пластов. В раннем творчестве прошел через увлечение импрессионизмом. Выполнял пейзажи, портреты, жанровые композиции: «У всенощной» (1914), «На арене цирка» (1914), «Цирк» (1915), «В саду» (1916), «Ночь» (1916).

1918–1919                      
Жил в Чистополе, был мобилизован в армию, служил на железной дороге в тылах армии Колчака, ездил по Северному Уралу. В конце 1919 года в Красноярске перешел в Красную Армию.

1920–1922                                        
Служил в Александрии Херсонской губернии. Помимо военно-технической службы преподавал рисунок красноармейцам, работал театральным декоратором и актером.  

1922   
Переезд в Москву.

1922–1932              
Состоял в Ассоциации художников революционной России (АХРР). В своем творчестве ориентировался на лучшие традиции русской живописи XIX века — на наследие И.Е. Репина и В.И. Сурикова, внося в него свое понимание происходивших в обществе перемен. Написаны картины «На борьбу с разрухой (Восстановление разрушенного моста)» (1922), «Строительство ЗАГЭС (Постройка Земо-Авчальской электростанции. Главная плотина» (1925), «Советский суд» (1928), «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), «Рабфак идет (Вузовцы)» (1928). Был близок художникам Общества станковистов.

1923–1926                                     
Сотрудничал с редакцией «Народной газеты», в 1920-1930-е иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Художественная литература», «Советский писатель» и др.

1931–1932                                                                          
Преподавал на курсах АХРР.

1932–1935                                                
Преподавал в Московском полиграфическом институте.

1933                                                          
Вступил в Союз художников СССР. Написана картина «Допрос коммунистов».  

1934–1938                                      
Руководил бригадой мастерской «Перекоп»; участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа».

1935–1939                            
Преподавал в Московском институте изобразительных искусств, с 1937 года переименованном в Московский государственный художественный институт.

1937             
Удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже за картину «Допрос коммунистов». Написана картина «На старом уральском заводе (Урал демидовский)».

1937–1962               
Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, с 1939 года – в качестве профессора.

1939                                                         
Работал над панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке. Получил диплом 1-й степени и 1-ю премию ВСХВ за картину «На старом уральском заводе (Урал демидовский)». Присвоены ученые звания «Профессор» и «Доктор искусствоведения».

1941         
Получил Сталинскую премию первой степени за картину «На старом уральском заводе (Урал демидовский)».

1942                                                      
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1943                             
Присвоено звание «Народный художник СССР».

1947               
Избран Действительным членом Академии художеств СССР.

1949–1962
Руководил творческой мастерской Академии художеств СССР в Ленинграде.

1950                                                                  
Руководил бригадой живописцев, работавших над созданием громадного полотна «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола».  

1951                 
Получил Сталинскую премию первой степени за картину «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола».

1951–1954                  
Работал директором Государственной Третьяковской галереи.

1953, 1963, 1967                  
Награжден Орденами Ленина.

1953–1958   
Избирался вице-президентом Академии художеств СССР.

1958                                                       
Получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе за картину «На старом уральском заводе (Урал демидовский)». Избран Почетным членом немецкой академии искусств в Берлине (ГДР).

1958–1962                
Избирался президентом Академии художеств СССР.

1962–1968                       
Руководил творческой мастерской Академии художеств СССР в Москве.
С 1962 года был главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира».

1965–1968              
Работал Первым секретарем правления Союза художников СССР.

1966–1970              
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва.

1968                   
Присвоено звание «Герой социалистического труда».

1973            
Скончался 25 февраля в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и других музейных и частных собраниях.  

Личные страницы на сайтах: http://culture-art.ru; http://www.maslovka.org; https://ru.wikipedia.org/wiki.

Выставочная деятельность началась в 1915 году с участия в выставке учащихся Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Участник выставок творческого объединения АХРР, республиканских, всесоюзных международных и зарубежных (Великобритания, Германия, Индия, Италия, Мексика, Польша, Румыния, США, Франция) выставках.  

Персональные выставки:

1969  Москва;

2017 Абрамцево (ГИХиЛМЗ) Московская область.

Борис Владимирович Иогансон был мастером русской реалистической школы, оказавшим большое влияние на возрождение и развитие русского национального искусства в советских условиях. Наблюдая явления нового быта, облик советского человека, художник написал картины, отличающиеся правдивым раскрытием окружающей жизни. Многие из них выдержали испытание временем и вошли в сокровищницу русского искусства, художник стал классиком советской живописи.

В коллекции творчество художника представлено летним этюдом.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх