А.М. Глускин

Александр Михайлович Глускин в канун своего семидесятилетия находится в расцвете творческих сил. Он много пишет и продолжает развивать найденный в процессе многолетнего художественного труда свой индивидуальный стиль живописи.

Как и у каждого ищущего художника, искусство Александра Глускина в течение почти пятидесятилетней напряженной работы постоянно видоизменялось. Его начальное формирование проходило в Одессе в 1917—1920 гг., не столько в городском художественном училище, сколько в небольшом кружке, в который, помимо художников, входили тогда еще совсем молодые писатели — Бабель, Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф. Общение с этими талантливейшими людьми, а также знакомство со многими художественными направлениями тех лет и, в частности, с новой французской живописью, определило общее стремление Глускина к искусству тонкой и сложной живописной образности. В последний год пребывания в Одессе Глускин активно работал в «Окнах политсатиры» ЮгРОСТА.

С 1920 г. Глускин в Москве. Здесь он встречается с близкими ему по взглядам на искусство художниками. Они организуют «Новое общество живописцев» (сокращенно НОЖ), выпускают свой манифест и открывают осенью 1922 г. выставку. В составе общества были С.Я. Адливанкин, А.М. Глускин, А.М. Нюренберг, М.С. Перуцкий, Н.Н. Попов, Г.Г. Ряжский.

Заявляя в своем манифесте о том, что «аналитический период в искусстве кончился», молодые художники НОЖа характеризовали реализм «не как безличное, протокольное изображение жизни, а как творческую ее переоценку, глубоко личное к ней отношение».

Большинство работ этой выставки отличала острая трактовка будничных сцен, взятых прямо из жизни. Среди работ Глускина выделялась небольшая картина, изображавшая наркома А.В. Луначарского.

После выставки общество, состоявшее всего из шести человек, из-за внутренних разногласий распалось, но его единственное публичное выступление вызвало бурю противоречивых откликов и, несомненно, сыграло заметную роль в художественной жизни страны тех лет.

В дальнейшем, в 1925—1926 гг. Глускин экспонировал свои работы в обществе «Бытие». В последующие годы он систематически выезжал летом на несколько месяцев в разные районы Белоруссии, изучая там жизнь деревень и небольших городков. На основе своих наблюдений он написал более тридцати жанровых и портретных работ.

В этих сюжетно-жанровых композициях насыщенный и яркий колорит сочетается с почти экспрессионистической гротескностью образа. Художник изображает сцены революционных праздников, когда толпы народа как бы распирают узкие улочки местечка. Иногда он показывает повозку, с которой гроздьями свисают фигурки крестьян, возвращающихся с работы. С середины тридцатых годов творчество Глускина существенно изменилось.

Это было связано не только с общей для советских художников творческой перестройкой, но и с собственным ощущением необходимости углубить систематическую работу с натуры. Поэтому вплоть до Отечественной войны Глускин пытливо изучает природу, делая за год очень немного чрезвычайно тщательных, несколько однообразных, но целиком написанных с натуры пейзажей Подмосковья.

Во время войны был перерыв в живописи, поскольку художник работал на оборонном заводе, выполняя патриотический долг. После ее окончания он почти пятнадцать лет занимался с юными художниками в московской городской художественной школе. Немало его учеников стало известными советскими мастерами. Но, помимо педагогической деятельности, летом Глускин выезжал в красивые места на берегу Оки, продолжая совершенствовать найденный еще в предвоенные годы метод построения живописного образа на основе самого внимательного наблюдения натуры.

Собственно, в эти годы все более совершенствовалось и углублялось понимание Глускиным живописного произведения как образа, передающего сложнейшие цветовые гармонии природы, красоту и закономерность ее пластически-пространственных форм.

Непосредственное изучение натуры сочеталось у Глускина с освоением традиций импрессионистической живописи и более всего творчества Сезанна, но не столько его конструктивной стороны, породившей в свое время кубизм, сколько самой стихии цвета, определяющего всю художественную структуру картины и пространство.

Как известно, такого рода сложнейшие задачи решаются в процессе творческого развития любого художника очень медленно, но достигнутое уже прочно становится подлинным искусством.

В последнее десятилетие Глускин пришел к наибольшей полноте выражения волновавших его много лет живописных проблем, приобретя необходимую внутреннюю свободу и мастерство в раскрытии самых разнообразных состояний природы и в создании человеческих образов. 

В портрете он, заостряя отдельные черты внешнего облика модели, одновременно достигает в лучших работах ясной психологической характеристики человека. Его более всего привлекает живописно-пластическое выражение индивидуальности портретируемого, пишет ли он городскую девушку, колхозника или крупного ученого и деятеля культуры.

В пейзаже самым характерным становится богатство цвета и тонкость отношений, через которые и возникает ясный и в то же время усложненный живописный образ природы. Почти все свои пейзажи художник строит на борьбе холодных и теплых цветов, еле заметные оттенки которых создают одновременно и очень нежные, сближенные гармонии и сильные контрасты. В его произведениях то наиболее сильно звучат зеленые, голубые, холодные цвета, то наоборот — ярко-красные, оранжевые, желтые, вспыхивая пятнами на фоне спокойных голубовато-серых сочетаний.

Теперь Глускину нет надобности подолгу сидеть над одним пейзажем. Он пишет быстро, много и энергично. Он ищет разнообразия мотивов, работая то на юге страны — в Крыму, в Армении, на Кавказе, то в северных областях — в древних городах — Ростове Великом, Вышнем Волочке, Торжке. Владея высокой живописной культурой, он с упоением и поразительным трудолюбием, переезжая с места на место и пересекая тысячи километров, пишет многоликий пейзаж Родины, а также многих и многих людей, которые приходят к нему в мастерскую по-дружески в гости; пишет, порождая все новые и новые серии тонких и нежных, контрастных и звучных произведений, всегда оставаясь требовательным реалистом и подлинным мастером живописи.

(Опубликовано в каталоге «М.А. Глускин. Выставка произведений». Москва, 1968).

наверх