Творчество известного советского живописца и графика, заслуженного художника РСФСР Федора Петровича Глебова (1914—1980 гг.) хорошо
знакомо всем, кто любит природу, а также литературу и изобразительное
искусство, раскрывающих ее красоту, богатство, оказывающих ни с чем не
сравнимое эмоциональное воздействие на человека.
С журналом «Охота и охотничье
хозяйство» Федора Петровича связывала особая крепкая и давняя творческая
дружба. Журнал систематически, на протяжении всей своей истории печатал цветные
репродукции с картин Ф. Глебова, его рисунки, иллюстрации к литературным
произведениям. И это вполне оправданно, так как Ф. Глебов был не только
страстным любителем и тонким ценителем природы, но и профессиональным ее
знатоком. Вся жизнь ого была тесно связана с природой. Детство прошло в одном
из красивейших уголков Подмосковья. Юность – на севере, где уже в 1931 году он,
будучи студентом охотоведческого отделения техникума, упорно постигал азы науки
об окружающей природной среде, активно участвовал в проведении охотоустроительных
работ по заданию Севкрайохотсоюза, занимался сбором биологического материала,
представлявшего значительный научный интерес. Примерно в это же время Федор
Петрович начинает увлекаться рисованием. С годами это увлечение переросло в
высокое профессиональное мастерство, ярко характеризующее творчество художника.
В начале Великой Отечественной войны Ф. Глебов, студент 5-гокурса института им. В.И. Сурикова, добровольцем идет в народное ополчение. Воюет пулеметчиком, командиром стрелкового взвода, стрелковой роты, а после ранения в сорок втором году под Юхновым, оставаясь в действующей армии, работает в редакциях армейской и фронтовой газет. И нет сомнения, что в эту суровую пору любовь к нашей родной природе в нем укрепилась еще больше. Недаром уже после войны его дипломной работой в Московском государственном художественном институте стала картина «На фронтовой дороге».
Работы Ф. Глебова появились на художественных выставках еще до войны. Но особенно заметно многогранность его художественного таланта
раскрылась в конце пятидесятых годов. Именно тогда им были созданы получившие
известность полотна: «После штурма», «У самого Белого моря», «На родине
Ломоносова», «Рыбный порт в Заполярье» и другие. Написанные без лишних
эффектов, просто и скромно, картины и пейзажи Ф. Глебова отличаются высоким
художественным качеством. Следуя традициям своего учителя, члена-корреспондента
Академии художеств СССР
Н.П. Крымова, Ф. Глебов всегда приводил свои полотна к
большому цветовому и тональному единству. В них много убедительной правды,
наблюдательности и подлинной красоты, заставляющей зрителя внимательно
вглядываться и запоминать их.
В 1973 году сначала в Москве, а затем и в Ленинграде проходила персональная выставка произведений Ф. Глебова. Сотни любителей живописи, побывавших в то дни на выставках, получили истинное удовольствие от знакомства с такими вдохновенными красочными картинами, как «Озеро», «Летов, «В Тригорском», «Март – голубые тени», «Сороть», «Осенний лес», и многими другими. Все их в равной степени характеризуют зрелый талант художника, возросшая требовательность к собственному мастерству, обостренное чувство проникновения в существо явления.
До последних лет своей жизни Федор Петрович был страстным любителем охоты. И как настоящий ее знаток отдавал предпочтение охоте с легавой, которую всегда натаскивал сам. Он охотился в Подмосковье, нередко выезжал с ружьем и этюдником в глухие отдаленные районы страны. Всегда во время таких поездок Ф. Глебов очень умело сочетал спортивный отдых с творческой работой. И трудно сказать, какие трофеи в результате этих поездок были для него более желанными: интересно добытая дичь или те, порой неповторимые впечатления, этюды, зарисовки, самые простые карандашные наброски, которые он привозил домой. Было во время этих поездок немало и очень интересных, запомнившихся ему на всю жизнь встреч с замечательными людьми самых разных профессий, но такими же, как и сам он, страстными охотниками. Об этих встречах Федор Петрович делал заметки особого рода – короткие, дневникового характера записи, своеобразные миниатюры в прозе. Лаконичность повествования сочетается в них с тонким лиризмом общей художественной манеры автора. Две такие миниатюры, одна из которых рассказывает о совместной охотничьей поездке с известнейшим советским писателем А. Фадеевым, а также два стихотворения Ф. Глебова, журнал предлагает читателям.
С. Михалков, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии
(Опубликовано в журнале «Охота и охотничье хозяйство». № 6.1981. С. 24-26).