ГЛЕБОВ Федор Петрович (Москва)

1914-1980

Живописец, график, художник книги, автор стихов, рассказов и мемуаров.

1914
Родился 5 января в Москве в известной дворянской семье, состоявшей в родстве с князьями Голицыными, Трубецкими, с графом Орловым-Денисовым, с Толстыми. Один из предков будущего художника – Лейб-гвардии Конного полка корнет Михаил Павлович Глебов (1819-1847) был секундантом на роковой дуэли М.Ю. Лермонтова, на чьих руках скончался великий поэт. Отец – Петр Владимирович (1879-1922) был состоятельным коннозаводчиком – разводил чистокровные породы лошадей и русских гончих собак. Мать – потомственная дворянка Мария Александровна Михалкова (1883-1966) – родная тетя поэта Сергея Михалкова и двоюродная бабушка Андрона Михалкова-Кончаловского, а также Никиты Михалкова. От первого брака с Владимиром Григорьевичем Кристи, у Марии Александровны было три сына: Владимир (1904-1994), Сергей (1905-1986) и Григорий (1908-1973), которые воспитывались в семье Глебовых.

1915
Рождение брата Петра, ставшего в последствии широко известным киноактером, сыгравшим роль Григория Мелихова в экранизации романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

1917
После Октябрьской революции Мария Александровна с детьми переехала жить в свое имение в деревне Назарьево. Петр Владимирович не мог покинуть Москву по долгу службы, поэтому приезжал в Назарьево только по праздничным и выходным дням.

1922
Летом Петр Владимирович умер, заразившись тифом в командировке в Поволжье, где отбирал коней для Красной Армии. Вся забота о воспитании детей легла на Марию Александровну.  Глебовы были выселены из своего имения, где расположилась школа-интернат Наркомпроса для беспризорников. Семья отказалась от эмиграции из России. Чтобы выжить в эти трудные времена пришлось привыкать к совсем другой деревенской жизни. Выжить помогло натуральное хозяйство. Были заведены куры, утки, корова. Жизнь была трудная, всем приходилось много работать.

1922 – 1929
Учился в школе-семилетки при детдоме Наркомпроса, однако главное воспитание получил от матери. Мария Александровна привила сыновьям любовь к литературе. Она много читала им вслух из русской классики. Деревенская жизнь, кроме знакомства с крестьянским трудом, дарила им возможность постоянного общения с природой, которую они научились любить и понимать. Охота, рыбалка, ловля и продажа птиц на рынке в дачном местечке «Жаворонки» помогала выживать.

1930 – 1931
Учился в техникуме при центральной агробиостанции на охотоведческом факультете. Будучи студентом техникума ездил на Север, где участвовал в проведении охотоустроительных работ по заданию Севкрайохотсоюза, занимался сбором биологического материала, представлявшего значительный научный интерес. В это же время начинает увлекаться рисованием.

1931
После ликвидации охотоведческого факультета работал лаборантом на биостанции при Лосиноостровском заповеднике.

1932 – 1936
Учеба в Московском художественном училище памяти 1905 года у Н.П. Крымова. После окончания училища был принят на 2-й курс Московского государственного художественного института.

В середине тридцатых годов были выполнены иллюстрации птиц, обитающих в наших широтах, для издания «Полного определителя птиц СССР» профессора-орнитолога
С.А. Бутурлина
. Сергей Александрович Бутурлин считал молодого Глебова соавтором своего научного труда.

1936 – 1941
Учился в Московском государственном художественном институте у С.В. Герасимова и
А.А. Осмеркина.

1940
Женитьба на художнице Галине Григорьевне Рочеговой. В последующем брак распался.

1941
Рождение дочери Ирины, ставшей известной художницей.

1941 – 1945
С началом Великой Отечественной войны, будучи студентом-дипломником, отказался от брони и ушел в народное ополчение. Воевал в 18-й стрелковой дивизии Московского народного ополчения пулеметчиком. После окончания ускоренных фронтовых курсов средних командиров Западного фронта, в звании младшего лейтенанта, командовал взводом в 30-й стрелковой бригаде. Когда погиб командир роты, принял на себя командование ротой.
12 февраля 1942 года получил ранение в бою под городом Юхнов.
Февраль — апрель 1942 года находился в госпитале. После излечения был направлен на должность художника в армейскую газету Брянского фронта.
Апрель 1942 — декабрь 1943 — художник армейской газеты «Боевой призыв» Брянского фронта.
Декабрь 1943 — ноябрь 1945 — художник фронтовой газеты «Суворовец» 2-ого Прибалтийского фронта.
1944 Вступил в КПСС.
Награжден орденом Красной Звезды, медалями — «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

1946
В январе уволен в запас в звании капитана. 
Возвращение в Московский государственный художественный институт. 
Принят в Союз художников СССР.

1948
За исполнение дипломной картины «На фронтовой дороге» присвоено звание художника-живописца. В дальнейшем, уже в пятидесятых годах, художник неоднократно обращается к военной теме.

1950-е 
Опыт корреспондентской работы обращает Глебова к графике. Он сотрудничает с издательствами Детгиз, «Молодая гвардия», Гослитиздат, выполняет иллюстрации к книгам А.А. Фадеева, В.А. Каверина, Б.Л. Горбатова, М.М. Пришвина, С.В. Михалкова,
Л.С. Неймана и других. Художник активно участвует графическими произведениями на республиканских и всесоюзных художественных выставках.

Работа над иллюстрациями к книгам М.М. Пришвина становится важным этапом в творческой эволюции художника – он обращается к пейзажному жанру, чему во многом способствовала продолжавшаяся дружба с Н.П. Крымовым, которая в пятидесятых годах стала особенно близкой и сердечной.

1950 – 1979
Постоянно избирался в составы правления и президиума МОСХ, в правление Союза художников СССР.

1952
Выполнены иллюстрации к сборнику рассказов М.М. Пришвина «Весна света». Акварели и рисунки тушью к сборнику рассказов приобретаются Государственным литературным музеем в Москве.

1953
Поездка в Краснодон для сбора материала для иллюстраций к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Иллюстрации к роману, выполненные черной акварелью, приобретаются Государственным Русским музеем.
Поездки в Карелию и на Северную Двину.

1954 – 1955 
Поездки в Крым и на Кавказ для создания панорамных пейзажей для Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова.

1957
Поездка в Карелию.

1958
Творческая командировка в Венгрию.

1959
Поездка в Кемь и Кандалакшу. Написаны картины «Нижняя Кандалакша» и «У самого Белого моря».

1960-е
Время возмужания в искусстве. Усложняются образно-пластические задачи, растет мастерство.  Создаются произведения, определившие манеру и стиль художника, его отзывчивость на чистый и ясный голос родной природы. Пейзажи дальних дорог, северных и южных широт, начинают складываться в циклы Заполярья, Юга, Калининской земли.

1960
Поездка во Францию. Написаны картины «Париж. Площадь согласия», «Утро на площади Этуаль».
Поездка в Ярославль.

1961
Поездка в Мурманск и порт Владимир. Написаны картины «Порт Владимир», «Мурманский берег».

1962
Поездка за Полярный круг в Кемь и Кандалакшу. Написаны картины «Начало осени», «Над речкой», «В Кандалакшском заливе» и другие.
Поездка в Италию.

1963 – 1964
Работал художественным руководителем творческой группы в Доме творчества имени
Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Написаны картины «Ледоход», «Ветлы», «Тихий вечер» (все 1963), «У переправы», «Утро на Московском море», «Горицкий монастырь» и другие. 

1965
Поездка на Кольский полуостров в Мурманск, Териберку, Варзино. Написаны картины «Поселок на Мурмане», «В заливе Баренцева моря», «Мурманское лето», «Варзинская губа» и другие. Поездка в Югославию.

1966
Поездка в Тарусу. Написаны картины «Перед ледоходом», «Март в Тарусе», «В марте» и другие.

1967 – 1969
Работал художественным руководителем творческой группы в Доме творчества «Академическая дача» под Вышним Волочком. 
Написаны картины «Семья рыбака», «Сосны на Академической даче» (обе 1967), «Рассвет», «Зима», «Перед ледоходом» (все 1968), «Солнечный день», «Утро на Москве-реке», «Май» (все 1969) и другие.

1967
Женитьба на художнице Екатерине Васильевне Сыромятниковой (1914-2008).  За работы, экспонировавшиеся на выставке «Художники Москвы — 50-летию Октября», присужден диплом. Поездка в Данию.

1968
Награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за создание высокохудожественных произведений «Северное лето», «Перед ледоходом».

1969
Награжден дипломом Художественного фонда РСФСР за картину «Пейзаж с лосями».

1970 – 1980 
Последнее десятилетие жизни очень значительно в творчестве художника. Это время наибольшей эффективности и наибольшего напряжения. При полном «доверии» к природе, всегдашнем сохранении верности натуре, в его работах строго и вдумчиво определены композиционное начало, завершенность образного замысла, законченность формы. Пейзаж-этюд переходит в другую качественную форму — в пейзаж-картину со свойственными ей особенностями «большого стиля»: монументальностью, синтезом и декоративностью. В это время были написаны картины «Март в Крыму», «Весенний мотив», «Три сосны» (все 1970), «Озеро», «Московская окраина», «Река Мста» (все 1971), «Март. Голубые тени», «Лето», «Летний вечер» (все 1972), «Озеро Кучане»,
«В Михайловском», «В Тригорском» (1973), «Старый дуб в Тригорском», «Пруд в Молоденове», «Калитка. Молоденово» (все 1973), «Над Соротью», «Майский полдень», «Мстинское озеро» (все 1974), «Весенний разлив на Сороти», «После грозы», Синяя вода» (все 1975), «Ранняя весна в Михайловском», «Поселок у воды», «Лето» (все 1976), «Зима в Михайловском», «Михайловские луга в половодье», «Три сосны» (все 1977) «Голубой день», «Ветреный день в Михайловском», «Летний вечер» (все 1978), «Лето моего детства», «В краю озер», «Зима во Владимире» (все 1979), «Утром в саду», «Тополя облетают», «Старый дуб в Тригорском» (все 1980) и другие.

1970
За картину «Зима», экспонированную на «Юбилейной выставке произведений московских художников, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», присужден диплом.

1971 – 1976
Творческие поездки в Псков и в Михайловское для создания цикла работ «Пушкинский заповедник».

1972
Работа на творческом симпозиуме живописцев социалистических стран в Братиславе (Чехословакия).

1973
Состоялась персональная выставка художника, которая определила значительное место Ф.П. Глебова среди мастеров пейзажной живописи. На выставке появились первые пейзажи Пушкинского заповедника в Михайловском.

1974
Присвоены звания «Заслуженный художник РСФСР» и «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1975
Поездка в Якутию для участия в днях русской литературы и искусства.
Присужден диплом секретариата правления Союза художников РСФСР за успехи в развитии советского изобразительного искусства.

1977
Присуждены диплом Совета Министров РСФСР за творческие достижения в создании произведений, представленных на выставке «60 лет Великого Октября»; премия МОСХ за работы «В Михайловском» и «Над Соротью»; диплом МОСХ за лучшие работы юбилейного 1977 года «Пейзаж с рекой», «Псковитянки».

1979
Присужден диплом Академии художеств СССР за пейзажи «Облака над озером», «Речка Мезенка», «Три сосны».

1980
Скоропостижно скончался 28 ноября в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГЛМ, во многих областных, республиканских музеях и муниципальных картинных галереях, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, http://belghm.ru, https://museum.mypeski.ru, https://artinvestment.ru, https://fantlab.ru.

Выставочная деятельность началась в 1934 году с участия в выставке начинающих молодых художников Москвы в Государственном историческом музее. Участник многих молодежных, городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Польша, Франция, Чехословакия, Югославия) выставок.

Групповые выставки:

1974 Москва, Ленинград, Смоленск (совместно с И.Л. Бруни и М.П. Митурич-Хлебниковым).

Персональные выставки:

1973, 1984 Москва;
1975 Владимир, Рязань, Киров, Сыктывкар.

Федор Петрович Глебов – один из лучших пейзажистов ХХ века, чье творчество стало значительным явлением в русском изобразительном искусстве.

В коллекции творчество художника представлено живописными и графическими произведениями.

 
Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх