Чистое искусство Ирины Евстафьевой

Как личность и как художник Ирина Евстафьева сформировалась под непосредственным влиянием своей матери Антонины Софроновой и её окружения, художников из группы «13»: Т. Мавриной, Н. Кузьмина, Д. Дарана и М.К. Соколова. Мастерской у А. Софроновой не было, работала она дома, поэтому с детства Ирина наблюдала за творческим процессом и слушала обсуждения живописи А. Софроновой с другими художниками. Особенно часто бывал у них в гостях и оставил яркие воспоминания М.К. Соколов. Однажды он застал Ирину за рисованием и, взяв у неё карандаш, преподал ей пятиминутный урок, который дал ей больше, чем многие часы занятий в художественном техникуме. Он показал, как надо вкладывать в рисунок всю энергию своей души, как надо ухватывать в натуре самые выразительные черты, а не добросовестно и методично переносить на бумагу все внешние детали натуры. Вообще ученичество Ирины у своей мамы ни в коем случае не носило характер систематических занятий по освоению технического мастерства. Это была органическая преемственность жизненных и творческих позиций. Ирина восприняла отрицание академизма этими художниками, стремление к поиску выразительных средств, живых, непосредственных, разнообразных, отвечающих конкретной художественной задаче. Она считала неприемлемым многолетнее повторение однажды найденных художественных приёмов, видела в этом механическое самовоспроизведение, потерявшее напряжение творческого процесса. Ремесленничество противопоставлялось настоящему искусству. Это была не только осознанная творческая позиция, но и естественное свойство характера - эмоциональная подвижность, интуитивное, нерассудочное постижение жизни и искусства. Всё это воплотилось в большое разнообразие художественных приёмов и поисков в разные творческие периоды.

Уже в юности Ирина почувствовала, что мир дорогих и авторитетных для неё людей не совсем вписывается в окружающую советскую действительность. Убеждения и творческие установки Софроновой не совпадали с тем, что говорили преподаватели в техникуме. Ирина поставлена была перед необходимостью выбора пути. И она осталась верна тому, что впитала от матери и, следуя её примеру, пошла путём максимальной отстранённости от общественной жизни. Она не стала получать высшее художественное образование, зарабатывала на жизнь, как и Софронова, ретушью внештатным надомным сотрудником издательства. Эта деятельность приносила минимальный доход, но оставляла время на свободное творчество. Так сформировался самобытный художник, чьё творчество не несёт на себе печать какой-либо художественной школы, но в то же время сложившийся под влиянием выдающихся художников.

Конфликт с официальной линией в искусстве ощущался и переживался драматически, но никогда не становился трагедией. Жизнь была наполнена культурными событиями: выставки, концерты, чтение, общение с достаточно широким кругом друзей, в основном, старшего поколения, интеллигенцией ещё дореволюционной закваски. Мама была человеком жизнелюбивым и артистичным, укоренённым в семейную атмосферу нескольких поколений. Т. Маврина говорила, что Ирина Евстафьева «унаследовала от своей матери красивое видение мира и красивое письмо». И теперь мы наслаждаемся этим жизнеутверждающим и непосредственным творчеством, не отягощённым ни идеологией, ни конъюнктурой, во всех смыслах «чистым искусством».

Нина Евстафьева, дочь художницы

(Опубликовано в журнале «Золотая палитра». 2010. №2. С. 18-19).

наверх