Статья посвящена изучению вклада художника Г.И. Чорос-Гуркина в становление личности подрастающего поколения. Личность должна обладать множеством социальных свойств, качеств, навыков, умений применяемых в деятельности, взаимодействием с другими социальными индивидами и социумами, что невозможно осуществить только живыми силами педагогических кадров школьных образовательных учреждений. Нужна опора на авторитеты людей материального производства, науки, искусства. Для Сибирского региона таким авторитетом для подрастающего поколения является Григорий Иванович Чорос-Гуркин.
Ключевые слова: социализация подрастающих поколений, творческое наследие, произведения искусства, предметы декоративно-прикладного искусства, продукты художественно-прикладных видов труда.
В трудно обозримых направлениях, методах, формах воспитательно-образовательной деятельности с детьми всех групп подрастающего поколения, которая ведется с первого дня рождения и до получения профессии и вступления в семейную жизнь, потому что человек является на свет практически природным субъектом, а должен стать личностью, социальным индивидом. Проблема формирования будущих граждан обычно сводится к деятельности работников дошкольных, школьных и внешкольных образовательно-воспитательных учреждений как проблема педагогики и частных методик.
Однако такую ориентацию в формировании личности будущего гражданина многоликого общества нельзя признавать перспективной, продуктивной, а тем более успешной. Социальный индивид должен обладать умением взаимодействий с другими социальными индивидами и социумами, что невозможно осуществить только средствами и живыми силами педагогических кадров образовательных учреждений. Требуется не только самое активное участие членов семейных коллективов, но и действенное соучастие всего общества, всей системы управления жизнедеятельностью граждан государства, то есть подход к формированию лиц подрастающих поколений должен быть в роли общественного производства социальной сущности людей.
По мнению большинства специалистов в области детской и молодежной политики современного российского государства, важное место в воспитании должны занять вопросы взаимодействия человека и общества с природой выполняющей социальные функции среды обитания людей, в решении которых, наряду с самой природной действительностью, важнейшая роль должна отводиться произведениям искусства разных видов, родов и жанров, связанных с эстетически-образным отражением действительности, показ того, что для гармонично развивающегося человека, живущего с радостью, «самая чистая радость - радость природы» (Л.Н. Толстой).
В художественной культуре всех народов, особенно малых, столетиями и даже тысячелетиями стабильно живших и живущих на одной, ставшей для них родной Земле, есть настоящие «великаны национального духа». В творчестве их наиболее глубоко, последовательно, пристрастно отражается национально-этническая психология соплеменников и сограждан и характернейшие черты образного народного восприятия природы, с которой люди региона живут в экономическом, эстетическом, нравственно-этическом, социо-историческом единении.
Для Алтайского, а может быть для всего Сибирского региона, таким наиболее признанным мастером живописи и рисунка в изображении алтайцев в единении с природой гор и предгорий Алтая, «великаном национального духа», безусловно, был художник из селения Анос бывшего Бийского уезда, а впоследствии Горно-Алтайской автономной области, а ныне Республики Алтай, Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Теперь это имя все больше освобождается из плена забытья, связанного с трагическими событиями 1937 года. И все более отражает признание его роли национального гения не только в художественной, но даже и общественно-политической жизни этого относительно малочисленного народа.
В разные периоды отечественной истории о творчестве Г.И. Чорос-Гуркина немало писалось в периодической печати. Из монографии Г.И. Прибыткова о Г.И. Чорос-Гуркине можно узнать, что «о художнике из Горного Алтая в 1906-1917 годах неоднократно печатались статьи, заметки, очерки в таких популярных печатных изданиях Сибири, как «Сибирская жизнь», «Красноярский вестник», «Жизнь Алтая», «Алтай», в изданиях сибирского отдела Русского географического общества». Называется также общероссийский журнал еженедельного выпуска «Нива», издания всемирного почтового общества, где были напечатаны репродукции с некоторых картин Гуркина в виде почтовых открыток.
Г.И. Чорос-Гуркин в своем творчестве открыл для зрителей русской живописи неповторимую красоту сибирской природы. Он был певцом своей Родины, хорошим наблюдателем за природой и жизнью людей своего народа. Он тонко знал правила и обычаи алтайского народа, спешил показать их на своих полотнах. Именно отсюда мы узнаем о жизни, духовной культуре алтайских племен. Исключительно высокого качества его пейзажи. Они лирические и лирико-эпические, изображающие «чистую», порой дикую, нетронутую человеком природу. Когда смотришь на его полотна, то кажется, что ты находишься один на один с объектами его изображений. Происходит немой разговор с природой. В картинах художника зритель замечает красивые нотки природы: тихое очарование горных долин, прозрачных озер. Можно только удивляться неиссякаемому умению художника находить в природе все новые оттенки и грани, создающие богатую гамму поэтических чувств. Художник оставил богатое наследие не только в живописи, но и в рисунках декоративно-прикладного творчества.
Сюжеты его рисунков и декоративных работ разнообразны. Художественая культура формировалась на Алтае под влиянием природы, религиозного культа и, конечно же, этнографической среды. В своих многочисленных работах Г.И. Гуркин показал идею целостного восприятия мира человеком. В произведении «Ковер», например, он очень точно изобразил традиционное искусство мастериц Горного Алтая. На них с помощью символов и знаков, из которых состоит орнамент можно было прочесть даже историю рода, семьи. Художник использует в работе такие цвета, которые чаще всего использовались разными племенами алтайцев. Например, у кумандинцев белый цвет символизировал жизнь, свет; красный - осень, закат, зрелость; голубой цвет - зима, север. В этом плане его творчество пронизано идеями любви, поклонения природным объектам, восхищением ее красотой и неповторимостью, что находит подтверждение в рисунках, эскизах, картинах. В каждой декоративной работе мы видим, как он четко, конкретно прорисовывал на предметах в узорах все мелкие детали, как будто пытаясь передать будущим поколениям все тонкости алтайского орнамента и мастерства. Автор зарисовывал элементы древнейших орнаментов с утвари алтайцев. Под рисунками делал записи, поясняющие свои нарисованные сюжеты, характерные колористические и тональные особенности состояния природы.
Алтайскую орнаментику собирали многие художники Сибири, прежде всего Г.И. Чорос-Гуркин, Н.И. Чевалков, А.А. Каланаков. В Национальном музее Республики Алтай существует научная программа изучения наследия Гуркина по направлениям его музейной, исследовательской и педагогической деятельности. Подрастающее поколение может бывать в доме и мастерской художника в селе Анос Чемальского района. Изучение этнокультурных традиций художественной культуры Алтая на примере произведений Г.И. Гуркина - это целая программа необходимой и целенаправленной социализации подрастающих поколений Республики Алтай, достойная служить примером и для других регионов Сибири.
Творчество Г.И. Чорос-Гуркина пропагандировали такие ученые, художники, прозаики и поэты Сибири, как Г.Н. Потанин, А.В. Адрианов, Г.Д. Гребенщиков, В.Я. Шишков, Иван Тачалов, Лидия Базанова, Августа Капустина.
В ряду лиц, кто понял вклад художника Чорос-Гуркина в отечественную сокровищницу высокого искусства и служил своему народу как великий живописец необходимо назвать и первого советского народного комиссара по образованию и культуре А.В. Луначарского. Это было связано с тем, что «в 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках в Москве: на VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР» и на выставке, организованной литературно-художественной секцией Общества по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. На первой выставке работы Гуркина увидел и высоко отозвался о них А.В. Луначарский, назвавший их «драгоценными по краскам» и удивившийся по поводу того, «как забралась на Алтай такая утонченная техника» [1, с. 81]. Это еще раз подчеркивает известность и значимость великого таланта художника в культуре Сибири. Алтайский искусствовед Снитко Л.И. обращала внимание на то, что имя Гуркина Г.И. мы вправе называть вслед за такими художниками, расширившими содержание русского реалистического пейзажа освоением тем Урала и Сибири, как А.М. Васнецов, В.В. Переплетчиков, А.К. Денисов-Уральский, В.Д. Вучичевич-Сибирский.
Немаловажное значение для зрителей картин и рисунков, показанных на персональных выставках в губернском центре Томск (трижды: в 1907-1908, 1910, 1915 гг.), в Барнауле (1911 г.), Красноярске и Иркутске (1910г.), сюжетное повествование которых было обращено к национальной шаманистской религии («Камлание. Ночь жертвы», «Приглашение к тою», «Жертвенник»), к древней истории Алтая и его обитателей («Напал на след», «Кезер Таш») и целый цикл пейзажных картин с изображением аилов, юрт-летников, крестьянских дворов, стоянок охотников и чабанов. Кроме пейзажных, мы можем видеть многочисленные работы художника декоративного плана, которые дают представления о быте алтайцев. В своих работах художник стремился показать жизнь и культуру алтайского народа, его верование. Кроме того, Г.И. Гуркин выполнял многочисленные графические зарисовки предметов быта алтайского народа. Например, в работе «В юрте Тюка Тымай. Из сеока оргондин», выполненной в 1912 году, художник показал, какими предметами пользовались люди и как их декорировали. Автором рисунков около зарисовок записаны названия этих предметов, как-будто он писал своими рисунками историю своего народа для будущих поколений. Декоративная сторона предметов особенно ярко представлена в работе «Женский кисет Саната, сестры Саиму Такачак», выполненной в 1914 году. На кисете отчетливо можно рассмотреть алтайский узор, богато украшенный металлическими бляшками, словно Г.И. Гуркин хотел обратить наше внимание на мастерство ремесленников своего времени, зарисовывая мелкие детали предметов. Это же можно увидеть и в работах «Охотничье снаряжение. Мамач Кунак из сеока тибер Арты-баш», «Тажуур огниво, кисет», «Женщина верхом на коне», «Шаманский бубен».
Творческое наследие Г.И. Гуркина в виде живописных и графических зарисовок велико, хотя пока недостаточно изучено. На примере графических работ наследия учились и учатся многие студенты разных художественных учебных заведений. Его полотна: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Катунь весною», «Корона Катуни», «Прибой на Телецком озере», «Озеро Эшти-гол», «Аносинский бор», «Сосна Аската» - это настоящий эстетический гимн Горному Алтаю». (Г.И. Прибытков).
Эти работы учат подрастающее поколение смотреть на Алтай так же внимательно, любовно, по-сыновьи, как смотрел на природу своей малой Родины их автор - Григорий Иванович Чорос-Гуркин, выразивший свой восторг не только картинами, но и прозой, превратившейся в настоящую поэзию. Вот отрывки из его эссе «Алтай и Катунь»: «Какой везде простор и какая мощь! Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!.. Это ты окутался туманами, которые, как мысли бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь, свои заветные добрые думы...» [2, с. 16]. Кажется, все сказано этими словами. В течение всей своей жизни Г.И. Гуркин много путешествовал, собирал этнографический материал и принимал участие в сборе и собирании народного эпоса [1, с. 53]. Исследователь русской фольклористики Сибири Я.Р. Кошелев указывает на существование в переписке Г.Н. Потанина письма с интересной информацией о Гуркине. Кошелев сообщает: «В одном из писем известного сибирского ученого Г.И. Потанина, есть строки о том, что он собирается приехать на Алтай, где у него «компания сотрудников», которые помогут ему собрать алтайские сказки. «Постараюсь, - пишет он, - довести дело до конца, чтобы можно было представить в этнографический отдел Географического общества целый сборник алтайских сказок в тексте и переводе с именами собирателей на обложке: Гуркин и Никифоров» [3, с. 185]. Декоративно-прикладное искусство являлось для народа средой бытования и функционирования эстетических и нравственных идеалов. Оно способствовало пониманию социального поведения людей разных национальностей, их мировоззрения.
1. Снитко, Л.И. Первые художники Алтая. - Л., 1983.
2. Егоров, Г.М. Туристские районы СССР. Алтайский край. - М., 1987.
3. Кошелев, Я.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX - начало XX века). - Томск, 1962.
4. Прибытков, Г.И. Алтайский художник Г.И. Гуркин и современники. Спецкурс по истории изобразительного искусства. - Бийск, 1991.
5. Прибытков, Г.И. Чорос-Гуркин. - Горно-Алтайск, 2000.
6. Эдоков, В.И. Мастер из Аноса. - Барнаул, 1984.
7. Прибытков, Г.И. Жемчужина Сибири. - Бийск, 2012.
(Опубликовано в Н.Б. Пушкова // Мир науки,культуры, образования : науч. журн. 2012. - N 6. С. 388–389