ЧЕРНЫШЁВ Борис Петрович (Москва)

1906-1969

Живописец, график, художник-монументалист, скульптор, педагог.

1906
Родился 6 августа в деревне Городищи Осеевской волости Богородского уезда Московской губернии в многодетной семье служащего фабричной контры Петра Петровича Чернышёва (1859-1944). Мать – Елена Павловна, до замужества Брыкалова (1872-1961), была из семьи духовенства из соседней деревни Аниськино. Любовь к рисованию проявилась в трехлетнем возрасте и уже в раннем детстве сформировалось окончательное решение стать художником. В детские годы проявилась любовь и к скульптуре.

1914 – 1918
Учеба в Аниськинской четырехклассной школе.

1918 – 1927
Спасаясь от голода семья Чернышёвых переезжает в Кузнецкую волость Пензенского уезда Саратовской губернии, на хутор деревни Старый Кряжим, в котором Борис вместе со старшими братьями участвует в создании одной из первых в России сельскохозяйственной коммуны №23. С тринадцати лет работает в коммуне, а зимами продолжает учиться в школе.

1925 – 1927
Заканчивает учебу в школе, после чего работает учителем начальных классов, заведующим избой читальней, участвуя в ликвидации неграмотности. 

1926
Первая попытка поступления в художественный вуз в Москве, закончившаяся неудачей.

1927
Поступил на текстильный факультет Вхутеина.

1928 – 1930
В 1928 году художник переходит на монументальное отделение живописного факультета, где учится у Л.А. Бруни, В.А. Фаворского, П.В. Кузнецова, К.И. Истомина, А.В. Куприна,
Н.А. Удальцовой, Н.М. Чернышёва, М.С. Родионова. Летние месяцы путешествует по Кавказу, проездом был в Крыму. Зимой 1928 года посетил Ленинград и пригороды.

1930
Выполняет первые фресковые панно. 
В мае женится на однокурснице художнике-графике Наталии Петровне Ефименко (1908-1989).
В связи с реорганизацией Вхутеина переведен на живописное отделение в Академии художеств Ленинграде.

1931
Заканчивает Академию художеств, в мастерской К.С. Петрова-Водкина, выполнив дипломную работу «Подписка на заем».

1931 – 1933
Работал художником-оформителем на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения под Москвой, где создал первые самостоятельные монументальные работы «Демонстрация на Красной площади» и «Радость освобождённого труда».

1932
Рождение сына Макса. 

1934
Принимал участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве.

1935
Поездка в Ферапонтов монастырь, знакомство с фресками Дионисия. 

1935
По приглашению В.А. Фаворского поступил на работу в Монументальную мастерскую при Академии архитектуры СССР.

1935 – 1941 
Работает в Монументальной мастерской при Академии архитектуры СССР. Помимо занятий монументальной живописью, постоянно работает маслом и акварелью, рисует обнаженную натуру, пишет портреты и пейзажи Подмосковья. Маслом на холсте были написаны такие картины, как «Портрет В.А. Шостье» (сред. 1930-х), «Обнаженная в кресле» (1936-1938), «Портрет сына» (1937-1938), «Портрет М.А. Спендиаровой», «Боровицкая площадь в Москве» (обе 1938), «Волхонка. Цветы на окне» (кон. 1930-х) и другие.

1936
В составе коллектива монументалистов участвует в росписи Ташкентского текстильного комбината.

1937 – 1941 
Преподает в Московском архитектурном институте, ведет летнюю практику студентов по ознакомлению с технологией и приемами монументальной живописи сграффито и фрески.

1937
В коллективе мастерской в соавторстве с С.А. Павловским создает роспись сграффито в 600 квадратных метров на шлюзовых сооружениях канала Москва – Волга в Карамышеве.

1938
Выполняет роспись павильона «Поволжье» на ВСХВ на тему «Сбор конопли». Рождение дочери Наталии.

1939
Выполняет роспись пилястр Административного павильона ВСХВ; принимает участие в росписи Центрального театра Красной Армии.

1941 – 1946
В годы Великой Отечественной войны находился в Красной Армии.
С марта 1945 года на передовой, участвовал в штурме Пилау и Кёнигсберга.  Награждён орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга».
В мае 1945 вместе с войсками III Белорусского фронта направлен на восток, закончил войну в Порт-Артуре.

1945
Рождение дочери Марии.

1946
Возвращение в Москву.

1946 – 1947
Написано более 100 станковых работ, посвященных войне с Японией. Среди них серии «Монголия», «Через Чахар и Хнган», «Порт-Артур и Дайрен» и другие.

1947 – 1949
Выполнил серию пейзажей «На Волхонке» и «Кремлевская набережная» в Москве.

С 1947 года на летние месяцы приезжает на родину – в деревню Аниськино, где пишет пейзажи: Аниськино, Клязьму и окрестности; портреты родных и знакомых, цветы.

1948
В должности архитектора-скульптора работает в архитектурной мастерской академика
В.Г. Гельфрейха над проектом высотного здания на Смоленской площади в Москве; с этого времени много работает в технике мозаики, также много и постоянно занимается темперной живописью.

1950-е
Начинается новый этап в деятельности художника как монументалиста. В эти годы отмечается активная работа над мозаикой, из натурального камня, как в сочетании с фреской, так и в чисто мозаичной технике. Было выполнено множество панно. Продолжает работать в скульптуре. В конце 1950-х годов обращается к энкаустике и гравюре по линолеуму. Летние месяцы живет с семьей в Анискине, где много работает в технике темперы и акварели; здесь было создано более 600 произведений. Помимо живописи и монументальных работ, было создано около 300 произведений мелкой пластики и портретной скульптуры.

1950
Участвовал в росписи санатория в Цхалтубо, на Кавказе создал большой цикл живописных работ.

1952 – 1954
Работает в архитектурно-проектной мастерской академика Л.В. Руднева.

1954
С 1954 года до конца жизни работает в штате Комбината декоративно-оформительского искусства в должности художника-монументалиста.

1958
Принят в Союз художников СССР.

1958 – 1961
Преподает в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова.

1960-е 
Продолжение творческой работы в монументальном искусстве, в скульптуре и в станковой живописи и графике. Продолжение преподавательской деятельности. Значительно вырастает авторитет среди коллег, художник становится членом выставочных и приемных комиссий МОСХа, избирается в Бюро его монументальной секции. В этом качестве посещает разные регионы России – в 1962 году Курган, Омск и Новосибирск, в 1963 году – Воркуту, в 1968 году – Липецк, Каховское море, а затем Судак и Симферополь в Крыму.
Во время этих поездок делает путевые зарисовки и наброски, пишет акварелью и темперой по бумаге на пленэре.

1961 – 1963
По приглашению архитектора А.Д. Меерсона работает над оформлением пансионата на Клязьме.

1963
Получил первую собственную мастерскую, в которой организовал студию рисунка.

1965
Работает на Кавказе в Кудепсте и Красной поляне в строящемся по проекту архитектора В.М. Новосадова в пансионате ЦДСА создает две мозаичные росписи: «Горы Кавказа»
(в соавторстве с Т.А. Шиловской) и «Красная звезда». Много пишет темперой, делая зарисовки окрестных гор. По приезде в Москву создает большую серию работ «Кавказ 1965».

1965 – 1966
Работает над монументальными скульптурами для здания Гидропроекта в Москве. Выполняет рисунки в глине на тему: «Реки России: Волга, Ока, Кама» (три женские головы – аллегория рек) и «Реки Кавказа: Кура, Терек и Риони» (центральный образ –голова, слева и справа – обнаженные женские фигуры). 

1967
Выполняет фресковое панно на тему: «Земля и люди» для Советского павильона в Монреале для Всемирной выставки. Выдвигается МОСХом в члены-корреспонденты Академии художеств СССР, но был забаллотирован.

1968
Начинает работу над интерьерами кинотеатра «Первомайский» в Москве.

1969
11 января упал со строительных лесов, на которых работал, 25 января скончался в Москве. Похоронен на кладбище в деревне Городищи, на родине художника.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музейных собраниях России, в ГМИ Грузии, в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.  

Персональный сайт художника https://boris-chernyshev.ru

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://moscow-painters.ruhttp://arteology.ruhttps://kovcheg-art.ruhttps://babichevcollection.com.

Началом выставочной деятельности художника можно считать его участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве. Участник московских выставок-художников-монументалистов, Всероссийской выставки «Россия-I» в 1960 году.
Первая и единственная прижизненная персональная выставка состоялась в Москве в 1966 году.

Персональные выставки:

1966/1967, 1990, 1999, 2006, 2007 (ГТГ), 2017 (ГМ А.С. Пушкина) Москва;
1999 Ярославль (ЯХМ), Вологда (ВОКГ);
2000 Тула (2 выставки, в том числе в ТМИИ), Пенза (ПОКГ);
2001 – 2002 Выставочные залы городов Ногинск, Павловский Посад и Орехово-Зуево Московской области;
2002 Кострома, Истра (Музей «Новый Иерусалим»).

Борис Петрович Чернышёв – Мастер высокой художественной культуры, автор немногих сохранившихся замечательных мозаик и фресок, он, по отзывам современников, вполне мог работать рядом с Феофаном Греком и Андреем Рублевым, творчество которых изучал и ценил всю жизнь.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх