Живописец, график, художник-монументалист.
1850
Родился 24 ноября в Одессе в дворянской семье старинного рода молдавских господарей Чегодар-Бодарескул.
В детстве семья жила небогато – отец служил обычным чиновником, занимая невысокий чин – титулярного советника. Однако, интерес сына к живописи родители всячески развивали и, заметив, что у мальчика есть способности, отдали его в рисовальную школу Одесского товарищества поощрения изящных искусств, находившуюся в ведении Императорской Академии художеств.
1869 – 1873
Учился в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи
П.М. Шамшина, Т.А. Неффа, В.П. Верещагина. Во время обучения преподаватели считали его одним из лучших учеников.
1871
Получил четыре серебряные медали: две малые и две большие медали Академии «За успех в рисовании».
1873
Получил две малые золотые за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом».
1875
Академией присвоено звание классного художника 1-й степени за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры перед царём Агриппой».
1870-е – 1920-е
Жил на Украине, главным образом в Одессе, а также в Петербурге и Москве. Работал в области монументальной и станковой живописи. Обладая широким творческим диапазоном, художник с равным успехом писал полотна исторической и религиозной тематики, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сценки, пикантные «ню». По характеру реалистической живописи, и по жанровым приоритетам его можно отнести к «поздним» передвижникам, художникам, разрабатывающим традиционные темы и сюжеты передвижников, но без прежней широты социального обобщения и эмоционального накала.
В начале ХХ века Бодаревский относился к очень популярным художникам. Наибольшую известность ему приносила портретная живопись. Публикации о нем часто встречались в прессе его времени. Однако ни монографий, ни альбомов, посвященных его творчеству, издано не было.
Наиболее известные картины художника «Князь Олег прибивает щит на вратах Царьграда» (1880-е), «Семейная сцена» (1883), «Портрет женщины в голубой блузе» (1886), «Спасское-Лутовиново. Имение И.С. Тургенева» (1889), «Молебен» (1890-е), «Девочка из Малороссии» (1892), «Портрет В.И. Сафонова» (1893), «Портрет неизвестной женщины с дочерью» (1897), «Портрет М.К. Морозовой» (1897), «Дама в красном» (1903), «Средь шумного бала» (1904), «Портрет (не оконченный) императрицы Александры Фёдоровны», «Портрет императрицы Александры Федоровны» (оба 1907), «Архитектор А.А. Парланд» (1908), «Портрет Коншиной» (1900-е), «Портрет генерала от инфантерии генерал-адъютанта графа И.Д. Татищева» (1913), «Портрет офицера ее величества лейб-гвардии Уланского полка» (1915), «Женский портрет» (1916), «Яблочный спас в Малороссии» (1921).
1880
Первое участие на выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
1884
Принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Несмотря на то, что со многими коллегами у него не складывались рабочие отношения, художник не выходил из Товарищества до момента окончательного отъезда в Одессу в 1918 году.
1889
Получил крупный заказ от директора и главного вдохновителя строительства Большого зала Московской государственной консерватории Василия Ильича Сафонова. Нужно было написать портреты 14 великих композиторов для оформления Большого концертного зала на 1700 мест. В марте 1901 года концертный зал был открыт, к этому моменту портреты Чайковского, Бетховена, Глинки, Мендельсона, Генделя, Шумана, Вагнера, Шуберта и других были готовы. В 1950-е годы часть портретов зарубежных композиторов была заменена на портреты русских композиторов. В 1999 году портреты Мендельсона и Гайдна были случайно обнаружены комендантом Большого зала консерватории. Картины были отреставрированы и установлены у центрального входа в партер.
1895 – 1896
Совершил путешествия по Швейцарии и Франции.
1895 – 1907
Наряду с В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.П. Рябушкиным, Н.Н. Харламовым и другими живописцами, Николай Бодаревский участвовал в создании художественного убранства Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). По живописным эскизам художника были созданы 16 мозаик: «Святой Владимир», «Святая Мария Магдалина», «Святая Царица Александра», «Николай Чудотворец», «Богоматерь с двумя ангелами», «Архидьякон Лаврентий», «Господь Эммануил», «Святой Архидьякон Стефан», два серафима и четыре архангела (мозаики иконостасов), а также «Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» (мозаики юго-западного пилона).
1900
Становится членом Товарищества южнорусских художников.
1908
«За известность на художественном поприще» был удостоен звания академика Императорской Академии художеств.
1918
Переезд в Одессу.
1921
Скончался 18 октября в Одессе и похоронен на первом (старом) городском кладбище Одессы. Могила художника не сохранилась. В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1935 вместе с храмом «Во имя всех святых» было снесено.
Произведения художника находятся в ГЭ, ГРМ, ГТГ, в музеях Хабаровска, Рязани, Омска, Елецка, Саратова, Чебоксар, Петергофа, Элисты, Сыктывкара, Царского Села, Ростова-на-Дону, в частных собраниях в России и за рубежом.
Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://rah.ru, https://rusmuseumvrm.ru, https://www.stydiai.ru, https://kulturologia.ru.
Выставочная деятельность началась в 1870-х годах, во время учебы в Академии художеств. Участник академических выставок с полотнами религиозного содержания. С 1880 года участник выставок Товарищества передвижных художественных выставок, а также Московского общества любителей художеств (1881–1898, с перерывами), Товарищества южнорусских художников (1900–1919, с перерывами), а также на международных выставках в Париже (1889), Чикаго (1893), Риме (1913), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896).
Персональные выставки:
1883 Одесса;
1913 Санкт-Петербург.
Николай Корнильевич Бодаревский – русский художник, чье имя было широко известно в дореволюционной России. После революции творчество талантливого художника было практически забыто. Считается, что этому способствовали старания его менее талантливых и менее удачливых коллег по Товариществу передвижных художественных выставок.
В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.