Театральный художник, график, живописец, педагог.
1885
Родился 7 ноября в деревне Погорелое Осташковского уезда Тверской губернии.
1892 – 1890
Учился в Осташковском городском училище, много рисовал.
1899
Рисунки 13-летнего Михаила увидел заезжий ценитель искусства, который показал их И.Е. Репину. Великий русский художник заинтересовался одарённым юношей и оказал ему содействие в поступлении в Центральное училище технического рисования в Петербурге.
1900 – 1907
Учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица у В.Е. Савинского, Г.И. Котова, М.А. Чижова, П.Б. Ламбина.
Творческая манера художника сложилась под влиянием художников объединения «Мир искусства». Уже в студенческие годы главную роль в его творчестве стал играть театр, для которого в те годы работали великие художники – М.А. Врубель, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, А.Я. Головин и К.А. Коровин.
По окончании училища в 1907 году получил звание художника и заграничное пенсионерство сроком на один год.
1907 – 1911
Находился за границей в пенсионерской поездке, которая за демонстрируемые успехи была продлена до трёх с половиной лет.
Большую часть своей заграничной поездки художник жил в Париже, занимался в Школе Ф. Коларосси и академии «Гранд Шомьер». Провёл целое лето в Бретани и Нормандии, выезжал в Лондон, посетил Италию, Испанию, Марокко (Танжер) и отовсюду привозил с собой огромное количество этюдов, зарисовок, которые в основном делал с натуры. Объектами его внимания были простые горожане, их яркие костюмы, бытовые сцены и местная архитектура. В музеях Европы изучал произведения старых мастеров, посещал выставки современных художнику постимпрессионистов.
В Париже стал свидетелем триумфа «Русских сезонов» С.П. Дягилева, которые определили дальнейший творческий путь живописца.
1911
Начало работы театральным художником в Петербурге. Первоначально оформлял спектакли в театрах миниатюр «Кривое зеркало», Троицком театре, затем – в Мариинском театре.
1912 – 1918
Преподавал в Центральном училище технического рисования.
Одновременно рисовал для журналов «Солнце России», «Нива» и др.
1920-е – 1930-е
В начале 1920-х годов исполнил серию графических работ с видами Петрограда. В 1930-е годы вернулся к этой теме, написав серию пейзажей Ленинграда и его пригородов.
Работал над оформлением постановок для Ленинградского Малого оперного театра, Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, Театра комедии, а также театров Москвы (Большой театр, Оперный театр имени К.С. Станиславского и др.), Киева (Театр оперы и балета имени Т.Г. Шевченко), Софии (Театр народной оперы). Среди лучших работ декорации и костюмы к спектаклям «Иоланта» (1922) и «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1935), «Похищение из сераля» В. Моцарта (1925), «Красный цветок» Р. Глиэра (1929), «Тоска» Д. Пуччини (1935), «Риголетто» Д. Верди (1939).
1924 – 1928
Преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.
1926 – 1942
Преподавал во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе – Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Был руководителем мастерской театрально-декорационной живописи.
1939
Присвоено звание профессора.
1941 – 1942
В начале Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, будучи больным работает над серией станковых произведений «Героический Ленинград». Работает до тех пор, пока кисть не выпадает из ослабевших рук и художника в тяжелом состоянии эвакуируют в Самарканд. Эта серия о силе и мужестве граждан осажденного города, о героизме и стойкости советского человека была завершена в 1946 году жизнерадостными пейзажами — картинами праздничных салютов, площадей и улиц, залитых светом, заполненных ликующим народом.
1942 – 1943
Работал в Калинине (ныне Тверь) над декорациями к пьесе А.Я. Каплера «Партизаны» в Калининском драматическом театре. Написана серия гуашей на тему «Освобождение города Калинина».
1943 – 1947
Преподавал в Московском государственном художественном институте. Находясь в Москве, создает серию живописных работ «Москва в дни побед», выполненную с большим мастерством. Старинные стены Кремля, площади, улицы и набережная Москвы-реки, освещенные разноцветными вспышками и огнями фейерверков, производят величественное, торжественное впечатление. В эти же годы работает в Государственном Малом театре – оформляет несколько спектаклей, среди них — комедию Бенавенте «Комедианты» («Игра интересов»), пьесу Островского «Свадьба Белугина».
1946 – 1947
В Москве и Ленинграде большими тиражами издан красочный альбом М.П. Бобышова «Москва в дни побед».
1947 – 1964
После возвращения в Ленинград из эвакуации выполнил работу над серией гуашей «Ленинград в дни войны и победы» (1941–1945), продолжил свою преподавательскую деятельность в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, продолжил работу по оформлению спектаклей. Замечательным событием в жизни советской хореографии явилась постановка в Большом театре Союза ССР в Москве и в Академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова в Ленинграде балета Р. Глиэра «Медный всадник» (1949).
1955
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1957
В Академии художеств в Ленинграде прошла выставка произведений М.П. Бобышова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности художника.
1961
Присвоено звание «Народный художник РСФСР».
1964
Весной в залах Ленинградского отделения Союза советских художников прошла ретроспективная выставка произведений М.П. Бобышова, на которой было показано около 500 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства.
7 июля скончался в Ленинграде. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
Произведения художника находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, во многих музеях и частных собраниях в России, Франции, Украине, Германии и других странах.
Личные страницы на сайтах https://rusmuseumvrm.ru, https://www.liveinternet.ru, https://fleur-marie.livejournal.com
Выставочная деятельность началась в 1912 году с участия в выставке «Товарищества независимых». Принимал участие в городских, республиканских, всесоюзных, зарубежных (Нью-Йорке, Торонто, Лос-Анджелесе,1924 – 1925) выставках.
Групповые выставки:
1912 – 1916 «Товарищества независимых» Санкт-Петербург;
1917, 1918 «Общества им. А.И. Куинджи». Петроград;
1922, 1923, 1924 «Шестнадцати художников». Петроград;
1924, 1925 «Ассоциации художников революционной России». Москва.
Персональные выставки:
1948 Калинин (ныне Тверь);
1957, 1964 Ленинград.
Михаил Павлович Бобышов – один из крупнейших русских мастеров графики и театрально-декорационного искусства.
В коллекции находится рисунок мастера.