Серый день, возможно, светлые летние сумерки. У пустынного берега озера — одинокая лодка.
Точность найденного образа, обращенного к глубинным пластам нашего сознания, памяти — характерная особенность творчества художника В. Басманова. Сюжеты гравюр закрепляют невысказанные словами важные эмоциональные переживания. Возможно, каждый может вспомнить виденные когда-то ночные облака, за ними — диск луны, ее бледный отсвет на траве. Но лишь у художника в его работе их медленный ход рождает безотчетное влечение в черноту, напоминающую о смерти.
В гравюре «Луна» (1991 г.) — черная изба у светящейся реки, бесстрастно правильный круг луны на черном небе рождают мысли не только об одинокой жизни в этом конкретно доме, но и об одиночестве как таковом.
Меньше всего в его гравюрах того, что в пейзаже встречается, пожалуй, чаще всего — это impression — стремление запечатлеть мимолетные примеры данной местности в данное время. Если мы сравним творческий акт с разговором художника с природой, то impression — это светский разговор очарованных друг другом приятелей; «разговор» у В. Басманова будет напоминать беседу двух давно знающих друг друга людей, проникающих в суть вещей собеседников. Пейзажам В. Басманова свойственны качества высокой философской мысли: точность, глубина высказывания, четко расставленные акценты, выявление главного. С годами работы художника становились более лаконичными по своему изобразительному языку. Достаточно — чистого пространства неба, земли и далекой полоски леса. Эти три необходимых составляющих русского пейзажа дают бесконечное множество действительно разных, как сама жизнь, вариантов. Особой притягательной силой для художника обладает линия горизонта, образуемая полоской леса между пространством неба и земли. Устремленные в небо конусы тополей, стога, находящие свое место на взгорках и ложбинах полей; лишь стаи птиц да медленно плывущие облака вторгаются в эти от века бесконечные пространства. Очевидно, таково пространство души художника, и сверх этого необходимого ей будет тесно.
Вначале удивляет полное отсутствие людей в гравюрах, их среднерусская пустынность, но потом становится ясно, что «человеческий фактор» представлен самим художником, а изображенное есть частное владение его души. Оставшись один на один с природой, лучше понимаешь безмолвный мир. Возможно, в ее просторах душа находит себя, припоминая, по Платону, о своем былом величии.
Художник работал в редкой для нашего времени технике цветной акватинты (разновидность офорта). Лишь В. Басманову в этой технике удавалось добиться таких глубоких бархатных черных тонов и как бы мерцающих поверхностей. Строгую композицию графических листов отличает особая элегантность. Удивительной красоты колористические решения гравюр особенно увлекают, когда видишь различные цветовые варианты одного сюжета — своеобразный фильм, в котором вместе с цветом постепенно меняется время суток, теплые тона сменяются холодными, возникают цветовые усложнения. По сути дела, в каждом новом оттиске мы имеем дело с совершенно самостоятельным произведением.
И еще об одном свойстве гравюр В. Басманова: они легко вписываются в современный интерьер, придавая ему качества, свойственные им самим, — соразмерность и чистоту, помогают его обитателям отрешиться от суеты, всего второстепенного и сосредоточиться на главном.
0.В. Григорьева, искусствовед МСХ
(Опубликовано в альбоме «Владимир Басманов. Графика». Владимир. 2005. С. 2).