Живописец, график.
1902
Родился 26 декабря в семье инженера Николая Ричардовича, брата балерины Лидии Ричардовны Нелидовой. С детства увлекался искусством и музыкой.
1920
Окончил Советскую трудовую школу 2-йступени Городского района (бывшее Московское реальное училище Воскресенского).
1919 — 1921
Учился в Москве в Госкиношколе у А.В. Кулешова.
1922 — 1930
Учился во Вхутемасе-Вхутеине — награфическом отделении (1922-1924) у Н.Н. Куприянова, В.А. Фаворского, И.И.
Нивинского, П.Я. Павлинова, на живописном факультете (1924–1930) у А.В.
Шевченко. Пользовался советами Е.С. Кругликовой в изучении техники монотипии. В
студенческие годы, вступив в художественное объединение «Цех живописцев»,
участвовал в выставках группы. Участвовал в выставках художественного
объединения «Бытие».
1929
Работая над дипломной работой «Сбор чая», совершает, совместно с руководителем А.В. Шевченко, поездку на Кавказ. Вступает
в Общество станковистов (ОСТ).
1930-е
Много путешествовал по Кавказу,Дальнему Востоку, Прикарпатью, Средней Азии. За предвоенное десятилетие молодой
художник успел побывать в Самарканде, Хиве, Фергане, Бухаре. Тема Востока
становится одной из основных в его творчестве. Помимо освоения монотипии, в ту
пору много писал маслом, занимался рисунком.
1932
Вступил в Союз художников СССР.
1933
Состоялось открытие первой персональной выставки в Музее изящных искусств в Москве, но после резкой критики (за
«формализм») она была закрыта.
1941 — 1945
Войну встретил в Москве. В дни обороны города написана серия пейзажей — но не городских, с лучами разрезающих
небо прожекторов или аэростатами, а подмосковных, со скромными мотивами
природы. В военное время участвует в выставках «Пейзажи нашей Родины» (1942),
«Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942) и др.
1945 — 1960-е
В послевоенные годы художник продолжал путешествовать, огромное количество работ привозилось в Москву из
творческих поездок по Крыму, Армении, Грузии, Закарпатью. Участвовал в научных
экспедициях, занимался биологией, минералогией, орнитологией. Собирал коллекцию
восточного, в частности китайского искусства.
1947
Работал над пейзажным циклом «Батуми».
1955
Создал серию автолитографий «Каспий».
1957 — 1958
Работал над большой серией крымских пейзажей.
1960 — 1974
С начала 1960-х искусство Ростислава Барто испытало новый взлет. Художник словно обрел второе дыхание – много работал
темперой, гуашью и акварелью, значительное место в творчестве занимала
монотипия. Были созданы циклы анималистических работ, портретов и пейзажей.
С конца 1960-х годов создает серию гротескных портретов, персонажами которых становятся иногда собирательные образы, иногда – переосмысленные и искажённые реальные лица художественных критиков, художников и литераторов. Бездуховность, нравственная неполноценность, неспособность и нежелание видеть в искусстве смысл поиска прекрасного передаётся художником через физическое уродство образов.
1973
Поездка на Кавказ, в Горячий Ключ,художник уже чувствует себя больным, много кашляет.
1974
Скончался 1 июля в Москве.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ, ГМИИ, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Личные страницы на сайтах: http://www.artsait.ru/art/b/barto/main.htm, http://arteology.ru/artists/bartobiography.
Выставочная деятельность началась в1926 году с участия в выставке общества художников «Цех живописцев» в Москве. Участвовал в выставках общества «Цех живописцев» (1928) и VII выставке общества «Бытие» (1929). В 1930–33 годах — пик успеха. За эти годы более сорока раз участвовал в выставках, из них около тридцати — за границей: в выставках советского искусства в Амстердаме, Винтертуре (обе — 1929), Вене, Лондоне, Берлине, Данциге, Стокгольме (все — 1930), Цюрихе (1931), Йоханнесбурге (1931, 1933), Кенигсберге (1932); в международных выставках в Филадельфии (1930), Питтсбурге (1931), Венеции (1932).
После закрытия в 1933 году персональной выставки в Музее изящных искусств в Москве, после которой он подвергся резкой критики (за «формализм»), до 1938 года художник участвовал только в зарубежных выставках в Европе, Америке, Китае. Всего же при жизни художник принял участие в 101 выставке (в основном, за рубежом).
Персональные выставки:
1933 (Музей изящных искусств), 1943, 1956, 1971,1972, 1978, 1998, 2000/2001, 2006, 2016 (Музей А.С. Пушкина) Москва;
2012 Запорожье (Украина).
При подготовке сайта использовались материалы сайта http://arteology.ru/artists/bartobiography/.