Художник-график, иллюстратор, карикатурист, плакатист.
1880
Александр Петрович Апсит, настоящее имя Александр Апситис (Aleksandrs Apsītis), родился 25 марта в Риге в рабочей семье. Его отец был простым кузнецом.
1894
Переезд семьи в Санкт-Петербург.
1894 – 1898 В юности увлекся рисованием, а также копированием картин известных русских пейзажистов. Поначалу он продавал торговцам копии с картин И.И. Шишкина, Л.Ф. Лагорио, Ю.Ю. Клевера за гроши, а затем настолько хорошо изучил манеру этих прославленных художников, что его копии выдавали за оригиналы.
1898 – 1899
Учился частным образом в художественной студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского.
1899
В течении девяти месяцев жил и работал на святой горе Афон, где иллюстрировал книги об Афонских монастырях, исполнял стенные росписи.
1900
Возвращение в Санкт-Петербург.
1900-е
Занимался светской коммерческой живописью – рекламными плакатами, дизайном промышленной упаковки, афишами для синематографа, набиравшего все большую популярность. Знакомство с И.Н. Павловым, впоследствии известным советским графиком, способствовало профессиональному становлению молодого художника. Благодаря протекции Павлова Апсит стал штатным иллюстратором журнала «Родина».
Входил в московский литературно-художественный кружок «Среда».
1902 – 1906
Художник много и успешно работал для иллюстрированных журналов «Родина», «Звезда», «Нива», «Дух времени» и других, выполнял рисунки для открыток. Открытки нередко были шуточными, с самым незатейливым юмором, но пользовались успехом и давали художнику неплохие средства для жизни.
1905 – 1919
Жил и работал в Москве. Для журналов и московских издателей А.Ф. Маркса, А.Д. Ступина, И.Д. Сытина иллюстрировал сочинения Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Н.С. Лескова,
А.М. Горького.
Свои рисунки художник выполнял не тушью, как другие иллюстраторы, а гуашью, что делало их свежими и приятными. Высокая продуктивность художника — за одну ночь он мог сделать несколько рисунков — сделали его популярным.
Исполнил серию пасхальных открыток, изданных Товариществом А.И. Абрикосова сыновей, также рисовал открытки на темы российской истории, делал рекламные и поздравительные открытки на заказ.
1911 – 1912
К Столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, для издательства Товарищества И.Д. Сытина подготовил иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Выполнил серию открыток к столетию войны 1812 года.
1914 – 1916
Во время Первой Мировой войны рисовал открытки и плакаты на военные темы, такие как «Суд истории», «Наши санитары», «Расстрел отца и сыновей», (все 1914), «Благослови, отец, всех нас четверых», «Железные сердца» (1914-1915), «На табак солдату пожертвуйте» (1915) и другие.
1917 – 1919
Во время гражданской войны стал одним из основоположников советского политического плаката. Художником были выполнены плакаты «Вперед, на защиту Урала!», «Год пролетарской диктатуры», «Грудью на защиту Петрограда!», «Граждане сдавайте оружие», «На коня пролетарий» (все 1918), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (1919), «Год Красной Армии», «Для чего нам нужен Донецкий бассейн», «Организуйте избы читальни», «Интернационал» (все 1919) и другие.
Художник продолжал заниматься книжной и журнальной графикой.
В разные годы подписывался псевдонимами: А. Петров, Скиф, Аспид, Осинин и другими.
1919
Безусловный успех политических плакатов в годы гражданской войны могли составить ему большую славу. Но когда к Москве подступала армия Деникина, художник, опасаясь, что его повесят за плакаты, уехал из Москвы.
1921
По праву уроженца Риги вернулся в Латвию. Дальнейшее его творчество было связано с Латвией.
1921 – 1939
Жил и работал в Риге – рисовал рекламу, сотрудничал в рижских журналах. Оформил книгу М.М. Зощенко «О том, что было и чего не было» для рижского русского издательства «Литература» (1928), роман С.Р. Минцлова «Орлиный взлет» (1931). Иллюстрировал книги для детей, в частности: A. Brigader «Tautas pasakas un teikas» (Народные сказки и легенды; Riga, 1923).
1939 – 1944
Жил и работал в Германии. О последних годах жизни художника биографических сведений не сохранилось.
1944
Скончался в немецком городе Людвигслюст, земля Мекленбург-Передняя Померания. Конкретная дата смерти неизвестна.
1946
В Шверине (Германия) вышла с его иллюстрациями детская книга: E. Keyser «Hahn Kuno und Mummelmann» (Петух Куно и Миттельман).
Произведения художника находятся в ГЭ, ГИМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих музейных собраниях России.
Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://ru.wikipedia.org, https://yavarda.ru, https://antiqueland.ru, https://artrz.ru.
Выставочная деятельность началась в 1900 году в Петербурге, где Дмитриев-Кавказский устроил выставку рисунков своего воспитанника, привезенных со Святого Афона.
В дальнейшем, Апсит участвовал в выставках «Blanc et Noir» (СПб., 1903), «Искусство в книге и плакате» (СПб., 1911/12), картин русских художников (М., 1912), иллюстрированных изданий (Пг., 1915) и других.
Персональные выставки:
1956 Рига.
Александр Петрович Апсит – очень популярный художник в первые десятилетия ХХ века в России. Он может считаться одним из основоположников советского политического плаката в России.
В коллекции творчество художника представлено иллюстрацией к известному изданию романа Л.Н. Толстого «Война и мир».