АНТОНОВ Федор Васильевич (Москва)

1904-1991

Живописец, художник-монументалист, график, художник по тканям, плакатист, педагог. 

1904
Родился 4 апреля в Тамбове в семье столяра.

1915
Занимался в Тамбовской художественной студии у Ф.А. Маслова.

1916 – 1921
Учился в Государственных свободных художественных мастерских Тамбова у Н.М. Шевченко, С.П. Акимова, А.Н. Арженникова. Одаренный студент был направлен для профессионального художественного образования во ВХУТЕМАС в Москву. 

1922 – 1929 
Учеба во Вхутемасе-Вхутеине, в начале на живописном факультете в мастерской А.Е. Архипова, затем на текстильном факультете у Д.А. Щербиновского, С.В. Герасимова, Н.А. Удальцовой. В период учебы выполнял рисунки для тканей (с 1925) и обоев (с 1927).

1927 – 1929
Заведовал художественной частью московского отделения Иваново-Вознесенского текстильного треста.

1927 
Получил Гран-при на Международном конкурсе текстильщиков в Италии за эскизы галстучной ткани. 

1929
Защитил дипломную работу во Вхутеине и получил звание художника-технолога.
За свои рисунки для обоев награжден высшей премией на конкурсе Мосполиграфа.
В качестве технолога-колориста работал на первой обойной фабрике Мосполиграфа. Принимал участие в организации первой выставки «Бытовой советский текстиль» и участвовал в ней своими работами.
Возвращение к станковой живописи. Выставляет живопись и текстиль на выставке «Объединение молодежи при Ассоциации художников революции» (ОМАХР).
Вступает в Объединение художников станковистов (ОСТ, 1929 – 1930).
Участвует в выставке «Дети в искусстве», организованной Главискусством Наркомпроса РСФСР к слету пионеров.

1930-е 
Тридцатые годы отмечены большой творческой активностью. Художник совершает творческие поездки на Кавказ, в Ростовскую область, на Урал, в Ленинград, в Крым. Работает в станковом искусстве и монументально-декоративной живописи. В своих работах художник выступает как певец молодости. Среди произведений этого периода наиболее примечательны: «Дети. Грознефть», «Выходной день» (оба 1931), «Любовь» (1932), «Портрет матери» и «Портрет в красном» (оба 1933), «Колхозные ясли», «Доярка» (обе 1934 г.), «Отдых колхозной молодежи», «Теннисистка» (оба 1935), «Свадьба в рабочей семье» (1937), «Встреча героя» (1938), «Портрет Паши Ковардак» (1939).

Женитьба на Любови Николаевне Силич.

1931 – 1932
Состоит в творческом объединении «Интербригада».

1932 
С группой художников (А.А. Дейнека, К.А. Вялов, П.В. Вильямс и другие) участвовал в создании живописных панно в Москве для фабрик-кухонь в Филях и на Можайском шоссе.
Вступил в Союз художников СССР.
В 1930-е годы был секретарем живописной секции МОССХ.

1934
Выполнил панно «Рабочий поселок» (по эскизу А.А. Дейнеки) для здания Наркомзема. Становится участником выставки-экспедиции по СССР, организованной «Всекохудожником».

1941 – 1945
Работал в издательстве «Плакат» и в бригаде «Окна ТАСС», в качестве художника выезжал на фронт. Наряду с плакатами была сделана большая серия фронтовых зарисовок, этюдов, работ гуашью, в которых художник стремился запечатлеть обстановку военного времени, великое напряжение сил советского народа, боровшегося с сильным и коварным врагом. Из станковых работ выделяется групповой портрет трех летчиков — Героев Советского Союза, получивший название «Три Ивана» (1942).

1940-е
В послевоенные годы продолжил творческую работу в живописи и графике. Неизменным остается интерес художника к проблемам образа молодежи. Он по-прежнему верен молодому, поэтичному, возвышенному и чистому отношению к жизни. Во второй половине 40-х были написаны картины «Признание», (1945), «В розовом платке» (1946), «Портрет Ульяны Громовой» (1948), «Лыжники» (1947), «Портрет Шуры Шубиной», «Портрет М.М. Пришвина» (оба 1949) и другие. 
В конце 1940-х годов началась преподавательская деятельность художника. 

1948 – 1952
Преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства.

1950-е – 1980-е
Продолжение преподавательской деятельности и творческой работы над портретами, натюрмортами, пейзажами. В это время написаны такие картины как «В Абрамцеве» (1952), «Автопортрет», «Сирень», «Первые стихи» (все 1954), «Стройка на Волге» (1955) и другие.

1952 – 1953
Преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной.

1953
С 1953 года преподавал в Московском текстильном институте. 

1957
Присвоено звание профессора.

1960-е
Пейзажные работы 1960-х годов открыли новый этап в творчестве Антонова, — этап, когда художник вел целеустремленный пластический поиск. Пейзажная живопись стала для художника своеобразной базой, питающей его искусство. В середине 1960-х годов у него снова проявляет интерес к портретному жанру. Как и пейзажи, портреты и натюрморты этого периода как бы возвращают художника к самому себе более ранних периодов. В это время написаны такие картины как «Литвиново», «Февраль», «К весне», «Март», «К вечеру», «Раздолье» (все 1962), «Натюрморт с маской», «Гладиолусы» (обе 1963), «Флоксы» (1964), «Портрет Тани Антоновой» (1965), «Вечер» (1966), «Портрет художника В. Климентьева», «За власть Советов» (обе 1967) и другие.

1961
Творческая поездка во Францию. Написаны этюды «Парнас», «Бульвар Капуцинов», «Улочка в Шартре», «Интерьер в гостинице» и другие.

1966
Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

1970-е – 1980-е
Продолжение творческой работы и преподавательской деятельности. Написаны картины «Портрет Л. Силич» (1970), «В мастерской» (1972), «Натюрморт с голубым кувшином» (1973), «На террасе», «Портрет поэта Н. Зиновьева» (обе 1975), «Перламутровое утро» (1980), «Мать солдатская» (1984), «Пионы» (1986) и другие. Художник восстанавливает картину «Три Ивана» (1982) и воссоздает картину «Любовь» — самое яркое произведение своей молодости.

1975
Присвоено звание «Народный художник РСФСР».

1991
Смерть жены.

1994
Скончался 16 августа в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в музеях Екатеринбурга, Перми, в частных собраниях в России и за рубежом. 

Личные страницы художника на сайтах http://www.maslovka.org, http://tramvaiiskusstv.ruhttps://ru.wikipedia.org

Выставочная деятельность началась в 1928 году с участия в 1-й выставке ОМАХХР в Москве. Участвовал в выставках: ОМАХР (1928), «Бытовой советский текстиль» (1928, Москва), АХР (1929), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 Ленинград; 1933-1934 Москва), «Женщинам дети» (1933, Токио), «Советская гравюра и рисунок» (1934, Копенгаген), «Искусство Советской России» (1934, Филадельфия), «Индустрия социализма» (1939, Москва), МССХ (1940), лучших произведений советских художников (1941, Москва), Всесоюзные художественные (1942, 1946, 1947, 1955, 1957, Москва), советских художников (1958, Пекин).

Персональные выставки:

1934, 1935, 1954, 1964, 1976, 1984 Москва.

Федор Васильевич Антонов – известный московский художник – автор портретов, жанровых и тематических картин, пейзажей, натюрмортов, художник по тканям. Его молодость и становление как художника совпала с молодостью и становлением Великой страны. Видимо поэтому, излюбленными темами его творчества были жизнь и быт советской молодежи, индустриальный подъём развивающегося советского государства.

В коллекции творчество художника представлено графическим эскизом к женскому портрету, выполненным в тридцатые годы ХХ века.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх