В. Рысюков о Евгении Антонове

«Искусство — это попытка создать рядом с реальным миром другой,
более человечный мир»
.
А. Моруа


Творчество Евгения Николаевича Антонова прочно вошло в историю профессионального искусства Брянского края, которое берет начало с первых послевоенных лет. В 1946 году в Брянске создается областное объединение Всероссийского кооперативного товарищества «Художник» («Всекохудожник»). В его организации самое деятельное участие принимали бывшие фронтовики Б.Ф. Фаенков, В.И. Андреев и Е.Н. Антонов. В следующем году проводится первая областная выставка, и Антонов становится ее экспонентом, как, впрочем, и всех последующих областных художественных смотров.

Однако творческий путь художника начался гораздо раньше, еще в действующей армии, куда он был призван в 1942 году. Там он привлекается к оформлению наглядной агитации, выпуску боевых листков, эпизодично занимается и портретом, моделями служили, в основном, его однополчане. Уже в 1944 году он участвует в выставке армейских художников 1-ой Краснознаменной Дальневосточной армии, а в 1948 году представляет свои работы на 1-ой Всесоюзной выставке народного искусства в Москве. Это был уже настоящий успех, тем более, что отбор для экспозиции был достаточно требовательным и жестким, а выставком возглавлял народный художник СССР, лауреат Государственной премии Б.В. Иогансон. Следует подчеркнуть, что в то время Антонов не имел специального образования и основы изобразительного искусства постигал сам, постоянно общаясь с натурой и кропотливо изучая ее.

К графике он пришел не сразу, в первые послевоенные годы Антонов создает ряд портретов партизан Навлинского района в масле, где уже заявил о себе, как о незаурядном психологе. И все-таки хотелось большего, хотелось получить профессиональные навыки под руководством опытных педагогов. Поэтому в 1951 году он поступает в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого (причем сразу на 2-ой курс), а в 1961 году заканчивает художественно-графический факультет Московского полиграфического института (диплом художника-графика по оформлению печатной продукции).

Каково же художественное кредо художника? Прежде всего, он реалист. В 1998 году на Брянском телевидении был снят фильм «50 лет в искусстве» о творчестве Антонова. Давая интервью, он в частности сказал: «Я прошел школу чисто реалистическую в Пензе и в институте. Формальные поиски в искусстве для меня чужды, хотя я терпимо отношусь к поискам других художников... Я чту натуру, с натуры все делаю и главным считаю чувство, авторское переживание художника. Без чувства не получится хорошей работы». Это чувственное начало всегда присутствует в произведениях Антонова, и именно это создает их обаяние и делает притягательными для зрителя.

После окончания училища, а потом и института, начиная с 1954 года, он много и плодотворно сотрудничает с редакциями газет «Брянский комсомолец» и «Брянский рабочий», немного позже с «Брянскими известиями», издательствами «Брянский рабочий» и «Приокским» (Тула). Работа газетного художника имеет свои особенности, и одна из главных — оперативность, умение мгновенно реагировать на происходящие события. И этими качествами Антонов наделен сполна. Рассказать коротко о том, что представляет труд художника-газетчика в такой небольшой статье невозможно, ему надо посвятить отдельное исследование: это заставки и клиширование шрифтовых заголовков, ретушь некачественных снимков, иллюстрации к газетным очеркам и литературным рассказам и новеллам, актуальные рисунки на темы дня, портреты выдающихся людей области и т.д. К чему бы ни прикоснулась рука художника. Во всем чувствуется тонкий художественный вкус и мастерство исполнения.

Антонов успешно пользуется различными графическими техниками и материалами. В оригинальной графике обращается к акварели, графитному карандашу, сангине..., в печатных листах предпочитает работать в офорте и линогравюре.

Работа над изобразительным воплощением художественного образа обычно развивается по двум направлениям. На первом этапе появляется оригинальный рисунок с натуры, позже наиболее удачные, по мнению художника, композиции он осуществляет в гравюре — офорте или линогравюре. Каждая печатная техника обладает своими изобразительными тонкостями и особенностями, так офорт более близок к рисунку, а оттиск с линолеумного клише предполагает пафос образа, большее обобщение. Так что параллельно один и тот же сюжетный мотив может иметь разные вариации и состояния со своим образным прочтением и содержанием.

Одна из самых значительных серий линогравюр «Шумел сурово Брянский лес» вышла из-под резца художника в 1964 — 1969 годах. Сам бывший фронтовик, он просто не мог остаться равнодушным к такой героической странице истории Брянского края, какой является народное сопротивление — партизанское движение. Как всегда, он отталкивался от натурного материала: ездил по области, посещал стоянки партизанских отрядов и объединений, расспрашивал ветеранов, делал десятки подготовительных рисунков на местах боевых действий. Результатом такой добросовестной собирательной работы стало большое количество графических листов, которые воспроизводят жизнь и быт лесных мстителей, батальные сцены, интерьеры землянок, жанровые и символико-патриотические композиции, конкретные портреты защитников Отечества.

Каждый лист имеет свой сюжет, свою образную основу. В листе «На марше» почти торжественный ритм движения отряда, вышедшего на задание и преодолевающего снежную целину, поддерживается строгими вертикалями сосен, застывших в морозном оцепенении и укрывающих от врагов группу вооруженных людей; силой чувств наполнена композиция «Мать партизанская»; торжественностью реквиема проникнута гравюра «Вечная память павшим героям»... Все же вместе они слагаются в героическую изобразительную сюиту.

В серию органично вошли и портреты участников партизанского движения — Героя Советского Союза А. Морозовой, секретаря Навлинского подпольного окружного комитета партии А. Суслина. Композиции построены фронтально, фигуры портретируемых вынесены на первый план, отчего повышается значимость образов. Есть даже что-то плакатное в этих изображениях, но плакатность оправдана героизированностыо самих образов. Серия получила у зрителей заслуженное признание и выдержала несколько полиграфических изданий. Наборы открыток с ее воспроизведением издавались трижды в 1973, 1978 и 1985 годах.

Не менее впечатляющим получился и цикл гравюр «По литературным местам Брянщины» (начало было положено в 1977 году). По контрасту с предыдущей серией этот цикл выполнен в технике офорта. Тонкость проработки фактуры рисунка, невесомость линий, штрихов, контуров этих гравюр ведут к особой поэтизации образов. Цикл посвящен Овстугу и Красному Рогу, известным родовым имениям Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Художник очень точно «поймал» нерв поэзии этих авторов, для каждого свой, индивидуальный, и каким-то чудом сумел наложить его на свои пейзажи.

Лист «Парк в усадьбе Ф.И. Тютчева» (1981) располагает к одиночеству, раздумью, вызывает элегическое настроение. Смотришь на эту работу и начинаешь верить, что именно здесь могла появиться на свет такая очень личностная поэтическая строфа:
Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной. Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный?

Вызывает интерес и портрет Ф.И. Тютчева (1988). Он является одним из лучших во всей разноликой изобразительной тютчевиане. Удача его в том, что автор сумел передать не только портретные черты конкретного человека, но и обобщенный образ поэта-творца.

В офорте «Красный Рог. Зимний день» (1984) хмурый короткий день клонится к раннему вечеру. Воздух, пропитанный туманной дымкой, частично скрывает усыпальницу поэта и небольшую деревянную церковь Успения, словно охраняющую его вечный покой. И как духовным завещанием поэта воспринимаются его стихи.

Пусть тот, чья честь не без укора, Страшится мнения людей; Пусть ищет шаткой он опоры В рукоплесканиях друзей! Но кто в самом себе уверен, Того хулы не потрясут — Его глагол не лицемерен, Ему чужой не нужен суд.

В творческом активе мастера много пейзажных листов, которые не входят ни в какие серии. Условно их молено разделить на лирические и эпические, хотя часто бывает, что эти виды совпадают в одной композиции. Особое отношение у художника к пейзажу средней полосы России, к ландшафтам Брянского края. Антонов: «Я живу в Брянске с 1933 года и считаю его своей второй родиной. Поэтому к природе Брянщины я всегда подхожу с трепетным чувством. Люблю дали...».

В его пейзажах можно выделить композиции с городскими мотивами и композиции пространственные — окрестностей Брянска, там, где на первое место выходит природа в ее самых камерных проявлениях.

Городские пейзажи «собирались» художником практически всю жизнь. Он работал над ними в разных материалах и различных техниках. Офорт «Старый Брянск» (1967), цветная линогравюра «Улица Фокина» (1963), рисунок графитным карандашом «Улица Калинина» (1962), «Улица Горького» (бумага, темпера, 1986) и др. Они проникнуты теплым чувством ностальгии по старому Брянску, его улицам и переулкам, покосившимся домишкам, обреченным на снос, и даже нежности к каждой незначительной примете городской жизни. Для нас они уже представляют не только художественное, но и историческое значение — многое из того, что запечатлел автор, давно кануло в Лету.

Есть у него и чисто исторические пейзажи. Например, триптих акварелью «Там, где жил Пересвет». В центральной части «Свенский монастырь» (1997) художником была осуществлена изобразительная реконструкция монастырских храмов, уничтоженных в 20-е — 30-е годы прошлого века. Сама панорама монастыря показана автором с противоположного берега реки: мощные оборонительные стены, надвратные церкви, удивительной красоты соборы словно увидены глазами жителя Брянска XIX столетия.

Природные пейзажи Брянского края тоже имеют свои особенности. Художник завышает точку зрения, и скрывающиеся дали показываются зрителю или с высоты птичьего полета, или с прибрежной кручи. Чтобы утеплить образы, Антонов вводит в композиции фрагменты жанра. Персонажи стаффажны, но свою функцию они выполняют. Это может быть лодка с рыбаками, как в листе «Лопушь. Десна-красавица» (1984), фигурки обнаженных купающихся женщин («Вщиж. Над Десной», 1983), пасущиеся у деревенской избы лошади («Вщиж. Солнечный день», 1983)...

Не столь многочисленны портреты, но и в них Антонов зарекомендовал себя мастером. Он обладает способностью всего несколькими штрихами выявить характер портретируемых, заострить внимание на скрытых чертах натуры. О сложном неординарном характере главного хирурга области А. Шалимова (1958) говорят упрямая посадка головы и тяжелый пытливый взгляд; профессора БТИ А. Федосова отличают творческое начало и самоуглубленность (1959). Интересны карандашные портреты артистов Брянского драматического театра Б. Зайденберга, В. Пухлякова (1957) и др. Автор сумел не только уловить их характерные особенности, но и запечатлеть сценические перевоплощения.

В 60-е — 70-е годы Антонов много сил отдает книжному оформлению и книжной иллюстрации (многое создано в соавторстве с Н. Борисовым). Обложки, фронтисписы, титульные листы, иллюстрации, концовки... Оформление книг местных авторов «Партизанские зори» и «Партизанские годы и судьбы» В. Соколова, «Дело было в Пенькове» С. Антонова, «Сто дней из жизни доктора Воронова» Ю. Новоженова и др. сменяют работы к произведениям русских и советских классиков А. Пушкина, М. Шолохова, Ф. Фадеева... Они демонстрируют бережный подход к литературным героям, внимательность к развертке сюжетной канвы.

Значителен раздел прикладной графики. Он насчитывает сотни единиц печатной продукции. Проспекты, обложки технических инструкций и паспортов, почетные грамоты, дипломы, театральные программы, каталоги, пригласительные билеты... Всего перечислить просто невозможно.

Перед выставкой, беседуя с Антоновым, я попросил его показать, над чем он сейчас работает, и был поражен свежестью и раскованностью его композиций, мастерским владением изобразительными материалами. Перейдя 80-летний рубеж, художник словно обрел вторую молодость и второе творческое дыхание. Буквально за несколько последних лет он создал несколько десятков станковых графических произведений. Среди них серия рисунков углем и карандашом «Брянские овраги» (2002 — 2005), а также много отдельных листов, таких как «Нижний Судок» (2005), «Верхний Судок» (2005), «Зимняя фантазия» (2002) и др. Для них свойственно сочетание примет Брянска уходящего и Брянска нового, строящегося, и, самое главное, эти работы пронизаны тем чувством неизбывной любви к натуре, к окружающему, что всегда отличало композиции мастера ранних периодов.

На вопрос, что бы он хотел от жизни, о планах на будущее Антонов ответил: «Здоровья, как ни прозаически это покажется, хочу здоровья, чтобы еще поработать...». И я думаю, эти планы вполне выполнимы, судя по подготовительным рисункам, наброскам, эскизам, которые заполняют его рабочий стол. Пожелаем же художнику удачи в осуществлении его замыслов.

В. РЫСЮКОВ,
искусствовед, член Союза художников России

(Опубликовано в альбоме «Евгений Николаевич Антонов. Каталог выставки». Брянск. 2005. С. 3-7).

наверх