АННЕНКОВ Юрий Павлович (Санкт-Петербург, Париж)

1889-1974

Русский и французский живописец, график, художник театра и кино, литератор. Литературный псевдоним — Борис Темирязев.

1889
Родился 11 июля в Петропавловске Акмолинской области, где отбывал ссылку отец – народоволец Павел Семенович Анненков (1859-1920), мать — ссыльная народоволка Зинаида Александровна Макова (1865-1933).
Юрий имел в роду таких знаменитых деятелей, как секретарь Гоголя в Риме, писатель и издатель Павел Васильевич Анненков,  инженер-генерал, друг Ги де Мопассана и строитель Закаспийской железной дороги Михаил Николаевич Анненков, а также гвардейский поручик-декабрист Иван Анненков. 

1894
Семья переехала в Санкт-Петербург, где Павел Семенович занял пост директора крупного страхового общества «Надежда».

1900 – 1906
Учился в 12-й Петербургской казённой гимназии.

1901
Покупка дачи в поселке Куоккала, где семья проводила летние месяцы. 

1906
Весной, за политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), был исключен из гимназии.

1906 – 1908
Учился в частной гимназии С.А. Столбцова.  
Несколько месяцев посещал ЦУТР имени барона А.Л. Штиглица.
В последних классах гимназии рисовал с натуры в домашней студии классного учителя рисования Шульца. 

1908
В доме Анненковых в Куоккале поселилась семья К.И. Чуковского. Через Корнея Чуковского Юрий познакомился со многими петербургскими литераторами и с И.Е. Репиным. 
Репин и Чуковский оказали большое влияние на развитие молодого человека. Первый укрепил его желание стать художником, второй, будучи влиятельным человеком, спустя несколько лет оказал ему значимую протекцию. 
По настоянию отца, поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно, вместе с Марком Шагалом. Одновременно стал заниматься в мастерской художника С.М. Зейденберга.   

1909
Летом вместе с Зейденбергом был на этюдах в Боровичах. 
Осенью, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую
Я.Ф. Ционглинского. 

 

1909 – 1911
Занимался в мастерской Ционглинского.  В то время писал пейзажи и портреты в реалистической манере с элементами импрессионизма, увлекался живописью
Ф.А. Малявина, И.Е. Репина, П.А. Федотова. 

1911
Отчислен из университета, так как с осени 1910 не вносил платы за обучение.
По совету Ционглинского, едет в Париж для совершенствования в искусстве и знакомства с новыми художественными течениями.

1911 – 1913
В Париже снимал на Монпарнасе мастерскую вместе с С. Балабановым брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер.   
В работах этого периода у художника заметно влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма. 

1911
Лето провёл на море, в Бретани, где работал на биологической станции, делая зарисовки морской флоры и фауны (часть из них была включена в диссертации зоолога З. Бей-Нафильяна в Сорбонне).

1913
Дебютирует в салоне «Независимых» в Париже с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству.
Осенью вернулся в Петербург, где в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H.H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». 
С осени работал в журнале «Сатирикон», где за 7 месяцев поместил около 80 рисунков.

1914 – 1917
Работает заведующим художественной частью театра «Кривое зеркало».
Оформляет спектакли и миниатюры в других театрах Петрограда (Троицкий театр, Летний театр в Куоккале и другие) и Москвы (Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, «Летучая мышь»). Сценографические решения спектаклей «Скверный анекдот» по Ф.М. Достоевскому в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской и «Нос майора Ковалева» в театре «Кривое зеркало», осуществленные в 1914, положили начало (наряду со сценографическими работами
М.В. Добужинского того же времени) экспрессионизму на русской сцене.
Публиковал рисунки также в журналах «Весна» (1914), «Театр и искусство» (1913–1916), «Лукоморье» (1914), «Отечество» (1914), «Солнце России» (1917), «Аргус» (1917, 1918) и других. Выполнил для журналов множество шаржей и графических зарисовок артистов, режиссеров, художников, композиторов.
В предреволюционные годы создал ряд сюжетных картин: «Адам и Ева» (1913–1918, ГТГ), «Желтый траур» (1914, не сохр.), «Бретань» (1916, частн. собр.), «Купальщики» (1918), декоративные панно «Дикарка» (1914), «Испания» (1915) и другие.

1914
Летом познакомился с танцовщицей Еленой Борисовной Гальпериной (1897-1980), выступавшей в составе группы молодых артистов МХТ в Летнем театре в Куоккале.
В феврале 1915 года они обвенчались в Москве.

1916
Летом вместе с Н.Н. Евреиновым покинул театр «Кривое зеркало». Создал иллюстрации к книге Н.Н. Евреинова «Театр для себя».

1917 – 1924
Занимается живописью, создавая живописные полотна в духе кубофутуризма и сезаннизма, а также ассамбляжные композиции с использованием предметных вставок из металла, дерева и т.п. Среди такого рода композиций была и «объемная» абстрактная живопись. Много работал в портретном жанре, используя синтез кубизма и реализма.
Революцию 1917 года принимает благосклонно. Заводит дружбу с революционерами высшего звена, становится самым востребованным и дорогим художником в Советской России.
Значительное место в творчестве художника стала занимать книжная и журнальная графика. Иллюстрировал рассказы М. Кузмина, Ф. Чудновского, Е. Замятина, К. Федина, публиковавшиеся в журналах; сделал много рисунков, заставок и концовок для журналов «Красный милиционер» (1919–1921), «Мухомор» (1922), «Дрезина» (1923–1924) и другие.

1918
Оформил в кубистическом стиле первое иллюстрированное издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока. В артели «Сегодня» издал книжку собственных стихов с иллюстрациями (часть экземпляров была раскрашена от руки).

1921
Выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгрова и «Искусственная жизнь» А. Беленсона.

1922
Выпустил альбом «Портреты» с текстом М. Кузмина, Е. Замятина и М. Бабенчикова,
в котором было воспроизведено 80 графических и живописных работ, созданных в
1911–1921 годах, в том числе портреты А. Ахматовой, А. Блока, Г. Иванова, М. Кузмина,
М. Горького, Ф. Сологуба, А. Ремизова, А. Волынского, К. Чуковского, В. Ходасевича,
М. Бабенчикова, Е. Замятина, В. Пяста, Б. Пастернака, Г. Уэллса, Н. Альтмана, А. Бенуа,
А. Радакова, З. Гржебина, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского, Н. Петрова, Е. Анненковой,
В. Мотылевой, О. Глебовой-Судейкиной. В портретном жанре разработал индивидуальный вариант утверждавшегося на западе стиля ар-деко, сочетавший академический рисунок с острым гротеском и элементами авангарда.

1923
Проиллюстрировал книгу «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 25 переизданий). 

1923 – 1924
Исполнил портреты членов высшего руководства страны (Г. Зиновьева, Л. Каменева,
В. Антонова-Овсеенко, И. Сталина), а также посмертный портрет Ленина, получивший первую премию на негласном правительственном конкурсе.

1924
В мае развелся с Е.Б. Анненковой, в июне вступил в брак с Валентиной Ивановной Мотылевой (1893-1978), актрисой МХТ.
Вместе с женой выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной выставке. После выставки, побывав в Сорренто у М. Горького, посетил Рим и в начале августа прибыл в Париж.  4 декабря присутствовал на торжественном открытии советского полпредства в Париже (вместе с И.Г. Эренбургом и В.В. Маяковским).

1924 – 1939
Живет в Париже, активно участвует в оформлении спектаклей во французских театрах, отдавая предпочтение сотрудничеству с русскими труппами Ф.Ф. Комиссаржевского,
Н.Ф. Балиева, В.Э. Мейерхольда, сотрудничает с антрепризой Б.Ф. Нижинского. Всего было оформлено более 60 пьес, балетов и опер.
Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.
Выполнил серию графических портретов бывавших в Париже советских деятелей искусства ‒ И. Бабеля, Б. Пильняка, И. Эренбурга, А. Толстого, С. Прокофьева,
С. Эйзенштейна и др.; русских эмигрантов ‒ Н. Балиева, О. Спесивцевой, В. Инкижинова,
А. Керенского; живописные портреты матери (З.А. Анненковой), Л. Никулина, Б. Суварина,
Ю. Лида; французских политических деятелей – М. Паза, Л. Блюма; и деятелей кино ‒
Г.В. Пабста, А. Ганса, Ж. Габена, М. Сольдати.
В отличие от многих советских художников, приезжавших в то время в Париж, Анненков активно общается с эмигрантами и быстро входит во французскую художественную среду. Принимает активное участие в групповых выставках русских художников в Париже, Брюсселе и Праге.
С 1929 года становится невозвращенцем.

1925
Принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. 
Становится членом и учредителем Общества художников-станковистов.

1926
Под псевдонимом Б. Темирязев опубликовал рассказ в журнале «Звено», который занял первое место на читательском конкурсе. С этого времени регулярно публиковал рассказы, очерки и статьи в эмигрантской периодике как под псевдонимом, так и под своей фамилией.

1933
С 1933 работает в кино как художник по костюмам. До 1939 разработал костюмы и гримы для полутора десятка фильмов, сотрудничая с такими режиссерами, как А. Грановский,
А. Литвак, В. Туржанский, Ф. Оцеп, Г.В. Пабст, А. Ганс, М. Л’Эрбье. По его рисункам печатались афиши и рекламные издания к фильмам.

1934
Под именем Б. Темирязев издает в Берлине «Повесть о пустяках».

1940
14 июня, за день до оккупации фашистами Парижа, покидает город. Однако, вскоре возвращается в Париж. 

1940 – 1944
В оккупированном Париже работает в театре и кино. В эти годы принимает участие в работе над 10 фильмами, среди которых были такие известные, как «Кавалькада любви» (1940), «Герцогиня де Ланже» (1942) по повести О. Бальзака, «Горбун» (1944).  В тот же период поставил и оформил три оперы на сцене Большого зала Плейель: «Пиковая дама» П.И. Чайковского (декабрь 1940, Русская опера кн. Церетели), «Евгений Онегин»
П.И. Чайковского (1943) и «Женитьба» М.П. Мусоргского – Н.Н. Черепнина.

1941 – 1946
Живет в отеле «Таранн» на бульваре Сен-Жермен с киноактрисой и поэтессой Натали Наттье (Наталья Беляева).

1945 – 1965
В послевоенный период продолжал активно работать в кино, на его счету появились такие известные фильмы как «Пасторальная симфония» (1946, реж. Ж. Деланнуа), фильм-опера «Травиата» (1947, реж. К. Галлоне), хорошо известный в СССР фильм «Пармская обитель» (1948, реж. Кристиан-Жак), «Легенда о Фаусте» (1948, реж. К. Галлоне), «Калиостро» (1949, реж. Орсон Уэллс, продюсер Григорий Ратов). Фильмы 1945–1949 годов снимались в Италии. В эти годы художник жил в основном в Риме. Самым значительным эпизодом послевоенного периода художник считал свое сотрудничество и дружбу с режиссером Максом Офюльсом. Он работал как художник по костюмам в его фильмах: «Карусель» (1950), «Удовольствие» (1951), «Мадам де…» (1953), «Лола Монтес» (1955), оформил спектакль «Женитьба Фигаро» в Гамбургском театре. Вместе с Офюльсом была начата работа над знаменитым фильмом «Монпарнас, 19» (1958, реж. Ж. Беккер) с Жераром Филипом в роли Амадео Модильяни.
Полная фильмография Анненкова насчитывает около 60 фильмов.
Продолжилась работа в портретном жанре и над иллюстрациями книг. 
В портретной галерее художника больше всего французских деятелей – киноартистов
(Ж. Филип, Л. Жуве, П. Бланшар, Д. Желен, С. Симон, Ш. Дюллен, Ж.-Д. Барро, П. Брассёр), режиссеров (М. Офюльс, В. де Сика, А. Жансон, К. Отан-Лара), писателей (Ж. Одиберти,
Ж. Кокто, А. Жид, Ж. Жироду, Э. Ионеско, Ф. Дар, Ф. Карко), художников (К. Берар), композиторов (А. Онеггер, Ж. Орик), государственных деятелей (Ш. де Голль). 

1945 – 1946
Сотрудничал с Союзом советских патриотов, участвовал в выставках, организованных художественной секцией Союза, опубликовал 2 статьи о художниках в газете «Советский патриот».

1945
Становится учредителем секции художников по костюмам в Профсоюзе технических работников кинематографа Франции и возглавлял ее до 1955 года.

1946
В августе был в числе эмигрантов, приглашенных на ужин к А.В. Руманову для встречи с И.Г. Эренбургом и К.М. Симоновым. Однако, после публикации доклада А.А. Жданова с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» и оскорбительными нападками на
М.М. Зощенко и А.А. Ахматову, порвал с Союзом советских патриотов и подал заявление на получение Нансеновского паспорта.

1947
Получил Нансеновский паспорт, после чего, как антисоветчик, выступал на радио «Свобода», писал антисоветские по духу статьи в эмигрантской и западной периодике. 

1950 – 1960
Продолжал успешно создавать декорации и костюмы балетных и оперных постановок для известных европейских театров.
Издал на французском языке книги-эссе «Одевая кинозвезд» и «Макс Офюльс», а также в своем переводе на французский стихи Маяковского о Париже и очерк о нем.
Увлекся крупноформатными ассамбляжами на полотне, с использованием веревок, лоскутов материи, металлических деталей.
В 1950-е годы портретировал русских эмигрантов (М. Ларионов, М. Алданов, Б. Зайцев,
Б. Филиппов, А. Раннит, С. Лифарь и других).

1955
Номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).
Официально разводится с В.И. Мотылевой.

1956
В марте вступает в брак со своей ассистенткой – 18-летней француженкой Мадлен Рабюссон.

1957
Поставил спектакль «Скверный анекдот» на французской сцене – в театре «Вье Коломбье».

1964
Поставил спектакль «Горе от ума» с театральной труппой Р.С.Х.Д.

1965
Участвовал в работе над фильмом «Только не в субботу» (реж. Алекс Жоффе) – последней работе в кино. 
Присутствовал в Оксфорде на присвоении А.А. Ахматовой звания доктора honoris causa, в Париже принимал ее у себя в мастерской.

1966
Присутствовал на съезде антисоветского Народно-трудового союза (НТС) в Мюнхене.
В Нью-Йорке изданы мемуары художника «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».

1969 – 1974
Последние годы жизни полностью посвящает художественному оформлению журналов и книг, иллюстрирует труды А. Солженицына и М. Булгакова в издательстве YMCA-Press. 

1974
Скончался 12 июля в Париже. Похоронен в Париже. 

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, в музейных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://artrz.ru, https://veryimportantlot.com. 

Выставочная деятельность началась в 1913 году с участия в выставке «Салона Независимых» в Париже. Участник многочисленных групповых и персональных выставок в России и за рубежом. 
 
2020 Персональная выставка в Москве.

Юрий Павлович Анненков – русский художник и литератор, чьё творчество хорошо известно в России и за рубежом.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх