О жизни и творчестве Владимира Алексеева

Владимир Федорович Алексеев родился в 1944 году в Ленинграде. Его мать, Ирина Адамовна Ивановская (1921 – 2001), студентка Ленинградского Горного института, всю блокаду с 1941 по 1945 год служила в эвакогоспитале 42-й армии старшей медицинской сестрой, что и спасло жизнь ей и её матери. Там же она познакомилась с тяжело раненным танкистом, старшим лейтенантом Алексеевым Федором Петровичем (1921 – 1974). В начале 1944 года они поженились, а в ноябре появился на свет их сын Владимир. Ребенок был очень слаб и едва выжил. «Фронтовой» брак между студенткой и парнем из деревни продлился недолго. В 1949 году Ирина Адамовна, дипломированный инженер-гидрогеолог, уехала в поселок Янтарное, Калининградской области, где стала ведущим специалистом и начальником геологической партии по добычи янтаря. Позднее она работала во ведущим специалистом во ВСЕГИИ.

Володю воспитывала бабушка – Ивановская Антонина Ивановна, учительница музыки и семья известного литературоведа, биографа Горького Груздева, жена которого, Татьяна Кирилловна, приходилась двоюродной сестрой Ирине Адамовне. У Груздевых своих детей не было, и Володя подолгу жил в их доме. Свои впечатления об удивительной атмосфере в семье Груздевых и любовь к литературе Володя сохранил на всю жизнь. Именно там обратили внимание на страсть мальчика к рисованию. Рисовать Володя начал, по рассказам близких, едва ли не раньше, чем говорить. Сохранились рисунки ребенка, родившегося во время войны. На них изображены многочисленные сцены: маленькие человечки отважно сражаются, на земле рвутся снаряды, в небе горят самолеты.

В1956 году Володя поступил в Среднюю художественную школу при Академии художеств СССР. В то время СХШ, продолжая традиции русской художественной школы, находилась в самом здании Академии на берегу Невы. Владимир Федорович вспоминал, что сами стены это храма искусств воспитывали. Преподавали в СХШ – живопись: Котик Б.В, Коровяков В.П.; рисунок: Козелл М.Г., Шолохов М.С., Сенчуков В.И.; композицию: Перепелкина М.Я.; скульптуру: Китайгородская В.Н., Епифанов В.М.

В1963 году вместе с Алексеевым закончили СХШ его одноклассники, будущие известные художники: скульпторы – Горевой В., Кубасов С., Игнатьев П.; живописцы – Данилов А., Соловьева Т.; искусствовед Бартеньева М.

В1964 году Алексеев поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Его учителем в мастерской книжной графики был заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Михаил Афанасьевич Таранов (1909 – 1973), последователь петербургской школы графики Ивана Билибина и Константина Рудакова, в мастерской офорта – народный художник РСФСР, выдающийся мастер офорта Василий Михайлович Звонцов (1917-1994). Живопись преподавал заслуженный художник РСФСР В.И. Тюленев, рисунок – А.Н. Гурин, литографию – народный художник, действительный член АХ В.А. Ветрогонский. (Это не полный перечень преподавателей).

В годы учебы студенты, начиная с 1-го курса, проходили летнюю практику в разных замечательных уголках России, неоднократно бывали в Пушкинских горах, где неповторимую творческую атмосферу создал хранитель Пушкинского заповедника С.С. Гейченко.

С тех пор многие художники, и в их числе В. Алексеев, постоянно возвращались туда, устраивали выставки графики учеников В.М. Звонцова, дарили в фонды заповедника свои работы.

Любимыми в творчестве В. Алексеева стали пейзажи пушкинского Святогорья, которые навсегда покорили его своей поэтичностью. В течение всей творческой жизни он не раз возвращался к этой теме, ставшей для него личной.

Художник вспоминал о Пушкинских горах в своих записках: «Мне было шестнадцать лет, когда судьба привела меня в Святогорье. На горе Воронич была турбаза, жили в палатках, вокруг яблоневые сады, избы под соломенными крышами, ….  заросший парк – Тригорское. Электрического света не было, по вечерам до 23 часов тарахтел движок. Несколько замшелых камней – остатки фундамента дома Осиповых-Вульф. Дуга Сороти, огромное небо и всюду поэзия – седая история и всюду Пушкин. Однажды вечером была объявлена лекция, читать будет директор заповедника С.С. Гейченко. Я, признаться, не большой любитель лекций, мне казалось тогда, что я кое-что знаю о великом поэте, но все-таки пошел. На площадке под деревом сидел высокий седой человек. Один рукав рубашки – пустой, большой нос, умные с хитрецой глаза. Он начал говорить и через две минуты я был пленен. Человек говорил о дружбе, о любви, о мужестве, о прекрасных женщинах, о лесах, леших... Речь его была прекрасна, русский язык выразителен и красочен. Увечье нисколько его не портило – пустой рукав в патетических местах взмывал в воздух, как крыло большой птицы. Прошло несколько лет и я, уже студентом второго курса графического факультета АХ, снова на берегах Сороти. Студенты жили в деревне Луговка, практикой руководил замечательный художник и педагог В.М. Звонцов. Цель практики – композиция «Пушкин в Михайловском». Пишем, рисуем... В Михайловском и Тригорском уже восстановлены дома, на Савкиной горке – часовня и крест. Сергей Сергеевич позволяет нам провести целый день в запертом доме в Тригорском...».

С тех пор художник регулярно посещал Михайловское, завязались личная дружба с С.С. Гейченко. Неоднократно участвовал в коллективных выставках в Пушкинских горах. В 1987 году в Петровском прошла персональная выставка В.Ф. Алексеева. В 2003 году Алексеев посетил Михайловское последний раз, будучи приглашенным на мероприятия, посвященные 100-летию директора заповедника С.С. Гейченко (1893 – 1993).

В 1970 году В. Алексеев закончил ИЖСА с дипломом художника книжной графики. Темой его дипломной работы стал роман А. Толстого «Похождения Невзорова или Ибикус», который художник с блеском оформил и проиллюстрировал в технике гравюры на линолеуме, получив за эту работу оценку «отлично» и Диплом Российской Академии художеств.

В 1973 году Алексеев вступил в Союз художников СССР (в ЛОСХ). С этого года он активно участвовал в общественной и творческой жизни графической секции ЛОСХа, неоднократно избирался в состав Бюро секции, членом Ревизионной комиссии ЛОСХа. Ежегодно экспонировал свои работы практически на всех выставках ЛОСХа: Осенних, Весенних, Молодежных и выставках, приуроченных к праздничным и памятным датам. Был также участником республиканских, всесоюзных и международных художественных выставок. Его работы неоднократно публиковались в каталогах этих выставок.

Персональная выставка Владимира Алексеева была в 1984 году, в год сорокалетия, в магазине-салоне «Ленинград» на Невском проспекте. Как член ЛОСХ Алексеев имел творческую мастерскую, дважды ездил в Дом творчества в Челюскинскую.

Особое место в своем творчестве Владимир Алексеев, следуя традициям высокой художественной культуры ленинградской графической школы, уделял работе над созданием образа книги как произведения искусства. Им оформлено более 40 книг для детей и юношества. С большим увлечением художник работал над историческим материалом для книг и в годы отсутствия интернета скрупулезно изучал его в библиотеках, музеях и архивах. Его книги в то время могли служить пособием для изучения отечественной истории. Иллюстрации к книге «Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей» в 2005 году были отмечены медалью и дипломом Российской Академии Художеств.

Как художник книги Алексеев неоднократно участвовал в выставках книжных изданий. Среди них «Международная выставка художников-иллюстраторов» в Москве в ЦДХ на Крымском валу в 1990 г. Как участник он был приглашен в 1991 г. во Францию на открытие аналогичной выставки в Париже, где известное издательство книг для детей Bayard Presse Jeune заказало ему иллюстрации для своего журнала по теме «Завоевание Мексики». Второй раз Владимир Федорович посетил Францию в 1992 году.

В качестве художника книги В. Алексеев сотрудничал с ленинградскими издательствами: «Золотой век», «Абрис», «П-2», «Детгиз» ЛО, «Лицей», «Центр детской книги», «Художник РСФСР», «Детская литература», «Лениздат», «Советский писатель», «Нева»; с московскими издательствами: «ПиАрт», «Дрофа», «Мединвест», «Детгиз».

В творческом наследии В. Алексеева есть иллюстрации, созданные не по заказу издательств, к произведениям авторов, творчество которых он особенно любил – это Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков.

В области станковой графики художник работал в редкой технике резцовой гравюры и сухой иглы на металле. Темами его гравюр были виды Санкт-Петербурга и его пригородов, а также Пушкинский заповедник. Им создана серия миниатюр этой же тематики.

Творчеству В. Алексеева-пейзажиста присуща тонкая поэтичность при виртуозном владении техникой гравюры на металле.

Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» № 488067.

Работы В. Алексеева находятся в собраниях Русского музея, Всесоюзного музея А.С. Пушкина, ГМИСПб, Третьяковской галереи, фондах Музея изобразительных искусств республики Карелия, в фондах музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» и других российских музеях и галереях, а также в частных коллекциях в Германии, Франции, Бельгии, Англии, США, Канады.

Алексеев Владимир Федорович скончался 23.06.2010 от инфаркта, похоронен в Санкт-Петербурге на Красненьком кладбище.

Т.А. Алексеева

(Публикуется впервые).

наверх