ФОМИН Пётр Тимофеевич

«Остатки снега». 1989

Картон, масло. 25х30

Справа внизу подпись и дата: П. Фомин 89. На обороте авторская надпись: П. Фомин «Остатки снега» 1989 25х30 к. м.
Публикации: Календарь «Времена года» на 2008 год. Москва, 2007. Ил.; Альбом «Русский пейзаж». Москва, 2014. Ил. С. 118.

«Выдавая явные пристрастия художника, из множества этюдов (большинству из них подошло бы определение «картины») выделялись те, что были написаны на родной его Псковщине, которую он любил безмерно. Многое из написанного на псковской земле, в деревне Малы под Изборском, где он проводил лето, наезжая туда и зимой, Петр Тимофеевич использовал в своих картинах, ставших гордостью русской пейзажной живописи.

Иногда мы воспринимаем родную природу, подсознательно обращаясь к живописным произведениям наших художников, их известным картинам. Бродя по лесу, вдруг наткнешься на «шишкинский» уголок или увидишь «левитановскую» речку. Утренней росой серебрится «васильевский» луг, «по-рыловски» шумят березы и жаркой дремотой охвачены купы «крымовских» лип. А грустная осенняя рябинка или темная фигурка в лодке на озерной глади - это Нестеров...

Есть в природе и «фоминские» мотивы. Я часто встречал их и понимал, что никто лучше Фомина не напишет красками такие пейзажи, не передаст их состояние.

Так «застолбить» свой участок, открыть и показать доселе никем не замеченное, заставить воспринимать живописно освоенное ассоциативно со своим именем, удается очень и очень не многим. Фомину это удалось, потому что он постиг «самую формулу вещества», как говорил один мой знакомый дед из вологодской деревни».
(А.А. Яковлев; цит. по изд. Петр Фомин. Живопись. Воспоминания современников. СПб. 2002.С. 11).

Этюд «Остатки снега», написанный Петром Тимофеевичем в Малах в первомайские дни 1989 года в полной мере иллюстрирует приведенное высказывание известного живописца о «фоминском мотиве».

Инв. КВВЖ-052

наверх