Предисловие к альбому «Русский пейзаж»

26 августа 2017

В 2014 году был опубликован альбом «Русский пейзаж», в котором были опубликованы репродукции произведений живописи и графики, находящихся в частной коллекции. В кратком предисловии к альбому была сделана попытка объяснить причины и обстоятельства, повлиявшие на выбор пейзажа, как основного жанра собираемой коллекции. Поскольку тираж альбома был весьма незначительным, сейчас с созданием сайта «Русский пейзаж» есть хорошая возможность познакомить с данным предисловием большее число поклонников изобразительного искусства.

Пейзажи на реальность не похожи –
На музыку, театр. В них все то же,
Что в жизни, только зримей и видней,
Реальней достоверных фактов, дней…
А. Веселкин «К пейзажам»

УВАЖАЕМЫЕ ЛЮБИТЕЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА!

Вашему вниманию предлагается альбом произведений живописи и графики ХХ и ХХI века. Альбом, как это следует из его названия, посвящен пейзажу — жанру, столь значимому для русского искусства. Одновременно альбом является каталогом коллекции.

Этим изданием подводятся итоги десяти счастливых лет, прожитых в тесном общении с произведениями прекраснейшего из искусств и с людьми их создающими. Когда десять лет назад приобреталась первая картина, сложно было представить, что этим открывается новая, интересная страница жизни. Уже первые встречи и общения с художниками разбудили большой интерес к художественному творчеству. Для человека не гуманитарной профессии, весьма поверхностно знакомого с изобразительным искусством, стал открываться замечательный мир живописи. Мир, на изучение которого не жалко было потратить остаток жизни.

Для начала пришлось заняться самообразованием, благо недостатка в специальной литературе по изобразительному искусству не было, художественные выставки, на которых можно было знакомиться с творчеством самых разных художников проходили постоянно, а в новой Третьяковке на Крымском валу еще неплохо было представлено искусство ХХ века. Много нового и интересного приносило общение с художниками, но больше всего помогали встречи и беседы с опытными искусствоведами.

Особую признательность испытываю перед Виктором Михайловичем Мартыновым и Виталием Серафимовичем Маниным. Обоих почитаю как своих учителей. Виктор Михайлович был опытнейшим искусствоведом, человеком энциклопедических знаний. Своими интереснейшими лекциями он пробудил особый интерес к истории искусств и к истории русского искусства ХХ века, очищенной от идеологических оценок, свойственных как соцреализму в СССР, так и «современному искусству», навязываемому России с Запада. Знакомство с Виталием Серафимовичем вначале было заочным. Его обширнейшая монография «Русский пейзаж», выпущенная в свет издательством «Белый Город» в 2002 году, стала настольной книгой и в значительной степени повлияла на выбор основного жанра коллекции. Последующее знакомство и содержательные беседы об искусстве помогли понять суть того абсурда, который происходит в нашей художественной жизни, когда внехудожественные объекты, игра и хохмачество, перерастающие в непотребство, представляется изобразительным искусством, а антиэстетика объявляется эстетикой нового времени.

С самого начала было ясно, что мир живописи обширен как океан, а остаток жизни не велик. Поэтому предмет изучения живописи был условно ограничен: национальной принадлежностью — русским искусством; жанровыми рамками — пейзажем; временем — ХХ веком.

Выбор в пользу русского пейзажа был сделан не только из-за большей любви к этому жанру, но прежде всего, ввиду понимания, что национальная школа пейзажной живописи, сложившаяся в последнюю треть ХIХ века стараниями Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова, И.И. Левитана и других замечательных художников, была и остается тем стержнем, на котором держится национальное изобразительное искусство. В советское время, будучи наименее идеологизированным жанром, в нем находили прибежище многие замечательные художники, не желавшие следовать канонам господствующего соцреализма. Пейзажный жанр обладает сильной иммунной системой, которая позволяет ему сопротивляться заразе авангардизма, постмодернизма, актуальщины и беспредметщины, распространившейся в нашем искусстве с конца прошлого века.

Выбор временных рамок определился, главным образом, из-за возможности встреч и прямого общения с художниками или с их прямыми наследниками, которые могли бы дополнить знания, почерпнутые из различных источников. Самыми интересными и волнующими являются непосредственные контакты с художниками. Испытываешь большое удовольствие от встреч с теми, чье творчество находит живой отклик в душе. В результате такого общения узнаешь о многих обстоятельствах их жизни, о времени, когда создавались произведения. Слушая рассказы о годах учебы, об учителях и коллегах, о событиях, происходивших в художественной жизни страны, начинаешь лучше понимать историю ее развития. В память о каждой такой встрече оставались картины или этюды художников, которые, в основном, составили настоящую коллекцию.

Жизнь подарила встречи и дружеское общение со многими художниками Москвы, Петербурга, Владимира и других городов. Среди них были и известные мастера, составившие славу русскому изобразительному искусству, и их менее известные коллеги. Но всех их объединяет талант, мастерство и, самое главное, честное и преданное отношение к художественному творчеству, верность традициям русского реалистического искусства. Произведения, представленные в коллекции, возможно, являются не лучшими, но характерными образцами их творчества.

Большое значение имела встреча с Екатериной Васильевной Сыромятниковой, вдовой замечательного художника Федора Петровича Глебова. Более глубокое знакомство с творчеством и обстоятельствами жизни художника, послужило материалом для статьи «Художник Федор Глебов», опубликованной в 2006 году в журнале «Художник». Екатериной Васильевной было подарено семь линогравюр Федора Петровича. С них началась графическая часть коллекции, которая в настоящее время по объему сравнима с ее живописной частью.

Значительная часть коллекции, особенно в графической части, состоит из произведений, переданных в дар художниками, их наследниками и искусствоведами — людьми, болеющими за сохранность национального культурного наследия. Не могу не выразить глубокой благодарности этим добрым людям за их теплое отношение и оказанное доверие. Все они указаны в каталогах коллекции.

Любое собрание отражает вкусы и пристрастия коллекционера и имеет свои недостатки. Эта коллекция не является исключением. Кому-то она может показаться неинтересной, несовременной. Действительно, в ней отсутствуют произведения «современного» и «актуального» «искусства». Поскольку являясь объектами внехудожественного творчества, они к настоящему искусству никоим образом не относятся, как бы нас ни старались убедить в обратном современные арт-менеджеры, кураторы и революционеры от культуры. Выдавая неискусство за искусство, они напоминают хитрых и жуликоватых портняжек из сказки Г. Х. Андерсена о голом короле, которые, отнюдь не бескорыстно разыгрывают перед нами представление, пытаясь убедить в истинности западного масс-искусства в виде поп-, оп- и прочих артов. Этот злонамеренный обман направлен на перекодировку нашего сознания, на разрушение национальной идентичности, норм этического и эстетического восприятия окружающего мира. Поэтому очень важно понять суть, корни и заказчиков этого обмана, чтобы не оказаться в рядах разрушителей великой русской культуры.

Желаю приятного просмотра альбома. Надеюсь, он поможет сделать правильный выбор в пользу русского национального искусства.

(Опубликовано в альбоме «Русский пейзаж». Москва. 2014. С. 4-5).

наверх