ЖУКОВСКИЙ Станислав Юлианович (Москва, Варшава)

1875-1944

Живописец, педагог.

1875
Родился 13 мая в мызе Ендриховцы Волковыского уезда Гродненской губернии Российской империи в семье польского шляхтича Юлиана Жуковского, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года. Видимо, поэтому отец будущего художника был суровым, замкнутым и раздражительным человеком. Мать будущего художника Мария, урожденная Вержбицкая из польской дворянской семьи, жившей в Варшаве, получила образование во Франции и была очень культурной женщиной.

1882 – 1892
Учился в Белостокском реальном училище, где с 1889 года рисование стал преподавать молодой художник, выпускник Московского Строгановского училища Сергей Никитович Южанин, ставший, по признанию Жуковского, его первым учителем живописи. 

1892
Вопреки воле отца, отправился в Москву учиться живописи. Поскольку за несовершеннолетних заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества должно было подаваться родителями, для того, чтобы подать заявление от своего имени, Жуковский в подданных документах указал год своего рождения 1873.  

1892 – 1901
Как вольный посетитель учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.А. Коровина, Н.А. Касаткина, В.Д. Поленова, К.А. Савицкого, А.Е. Архипова,
Л.О. Пастернака, И.И. Левитана. Во время учебы в Училище испытывал большие материальные затруднения, так как, не получая помощи от отца, ему приходилось оплачивать свое обучение.

Основные произведения, написанные за годы обучения художника: «Лес. Папоротники. Закат» (1895), «Последний снег» (1896), «Закат. Верховья Волги» (1897), «Весна. Кусты сирени», «Весенняя вода» (обе 1898), «Синий снег. Весна», «Пробуждение природы», «Лунная ночь», «Ясная осень. Бабье лето» (все 1899), «В конце зимы», «В начале осени» (обе 1900), «Весенний день» (1901). 

1895
Совершил поездку по Гродненской губернии.
Начиная с 1895 года Жуковский становится известным в Московском Обществе любителей художеств, где на XV выставке была показана картина «После пожара».

1896
Награжден малой серебряной медалью.

1897
Награжден малой серебряной медалью. Совет преподавателей МУЖВЗ переводит Жуковского из вольных посетителей в число учеников Училища.
Женитьба на ученице Училища Александре Александровне Игнатьевой. В 1917 году брак распался.

1901
За картину «Лунная ночь» награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника.

1900-е
В новый век Жуковский вступил всесторонним подготовленным пейзажистом, работающим в разных его областях: в чистом и усадебном, в эпическом и лирическом.
В творчестве мастера находят отражение прогрессивные традиции и опыт современной ему живописи.
Художник входит в творческие объединения МОЛХ (1899-1908), ТПХВ (с 1903), СРХ (с 1907). 
Жуковский совершает поездки по Украине (1900-1901), Гродненской губернии (1901), работает под Москвой (1900,1901), посещает Ялту (1903), летние месяцы проводит в Тверской и Орловской губерниях. 

Основные произведения, написанные в 1900-х годах: «Ранняя весна», «Церковь. Кладбище» (обе 1902), «Вскрывшаяся речка», «Бессонная ночь. Светает» (1903), «В парке», «Берег моря», «У мельницы» (все 1904), «Осенний вечер» (1905), «Белый дом», «Усадьба осенью» (обе 1906), «Вечер поздней осени», «Печальные думы» (обе 1907), «Просека», «Аисты. Перед отлетом» (обе 1908), «Ветряный апрель», «Плотина», «Золото осени» (все 1909).

1906 – 1917
Преподавал в собственной школе-студии живописи и рисования в Москве. Учениками Жуковского были Г.П. Подбельский, И.И. Нивинский, В.В. Маяковский.

1907
По представлению академиков живописи К.Я. Крыжицкого, А.И. Куинджи, И.Е. Цветкова и Н.Н. Дубовского, на собрании членов Императорской Академии художеств удостоен звания академика Академии художеств. 

1909
За картину «Плотина» получил вторую премию им. А.И. Куинджи.
За картину «Осенний вечер» награжден медалью 2-й степени на Международной художественной выставке в Мюнхене.  

1910 – 1923   
В 1910-х годах Жуковский становится общепризнанным русским пейзажистом, снискавшим большую популярность. Его картины раскупаются в первые дни открытия выставок Союза русских художников. Наряду с чистым пейзажем видное место в творчестве приобретает усадебный архитектурный пейзаж и интерьер. Образный строй и художественный язык произведений художника свидетельствуют о творческой переработке различных влияний от реализма передвижников до импрессионизма и постимпрессионизма.
Художник входил в творческое объединение «Изограф» (1917-1919).

Основные произведения, написанные в период с 1910 по 1923 год: «Лесное озеро», «Осень. Дача», «Увядающие астры» (все 1910), «Брошенная терраса», «Осень. Веранда» (обе 1911), «Радостный май», «Былое», «Пруд», «Лесное озеро. Золотая осень», «Поэзия старого дворянского дома» (все 1912), «Весна», «Веранда», «В старой аллее», «В старом доме», «Купальня в парке» (все 1913), «Весенняя ночь», «Синяя вода», «Солнце под вечер» (все 1914), «Пасхальный натюрморт», Июньская ночь», «Опушка березовой рощи» (все 1915), «Комната в имении Брасово», «Зимний пейзаж с домом», «Библиотека», «У плотины» (все 1916), «Дом с колоннами», «Интерьер», «Кусково. Малиновая гостиная», «Гостиная с роялем» (все 1917), «Весна в лесу», «Забытая усадьба», «Осеннее утро», «Прошлое» (все 1918), «Ветряная зимняя ночь» (1919),  

1912
Путешествовал по Швейцарии, Германии, Франции, Италии. 

1913
За картину «Интерьер» награжден медалью 2-й степени на Международной художественной выставке в Мюнхене. 

1916
Совершил поездку по Гродненской губернии. 

1917
Женитьба на ученице своей студии Софье Павловне Кваснецкой.   

1918
Становится членом комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса и членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья и сделал всё от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково. 

1919 – 1921
Жил в Вятке. Работал как сценограф и режиссер-постановщик в местном театре.

В начале 1920-х годов от художников начинают требовать изображать «революционную действительность в искусстве». Однако, верный себе Жуковский продолжает работать над пейзажами, писать усадьбы и интерьеры.   

1921
Возвращение в Москву. 23 октября в Салоне на Большой Дмитровке открывается его персональная выставка. На ней были представлены 74 работы, выполненные за последние четыре года.
Выставка имела успех у зрителей, но не понравилась критикам, ангажированным властью. Творчество Жуковского назвали идейно вредным, «воспевающим помещичьи гнезда», тоскующим по прошлой жизни. Складывается ситуация, когда с одной стороны, его работы востребованы и представляют современное искусство за рубежом, с другой стороны — в самой стране его перестают выставлять.

1923
Решение покинуть Советскую России далось Жуковскому с трудом.
В сентябре он с женой уезжает в Польшу и в 48 лет начинает жизнь с нуля.

1923 – 1944 
Жил в Варшаве. На родине предков Жуковского принимают с восторгом. В глазах польской интеллигенции он изгнанный из страны Советов художник. Не удивительно, что его постоянно приглашают на выставки, берут интервью, прислушиваются к мнению и восхищаются творчеством.
С первых дней пребывания в Варшаве тесно связан с Обществом поощрения художеств (Захента), становится его действительным членом и участником большинства выставок. За произведения, экспонированные на выставках Общества в Варшаве, в 1923 награжден золотой медалью, в 1927 и 1937 — почетными дипломами, в 1923-1925 и 1931 — премиями.
В середине 1920-х годов становится членом Краковского общества друзей изящных искусств «Про арте».
В дальнейшем критики начинают констатировать, что польский период Жуковского представляет собой чуть изменённое повторение всего того, что было написано раньше в России и что его творчество не имеет никаких связей с линией развития польского искусства. 
В середине тридцатых годов в Польше разразился сильный экономический кризис. Стране было не до работ художников. С большим трудом его первой жене Александре Жуковской удалось организовать продажу двенадцати картин художника в Советском Союзе. Она же начинает уговаривать Жуковского, сохранившего советское гражданство, вернуться в Советский Союз, но начавшаяся война сделала это возвращение невозможным.

Основные произведения, написанные в польский период: «Зал – картинная галерея в Лазенковском дворце» (1924), «Бальный зал в Лазенковском дворце» (1925), «Полесские луга» (1927), «Иней», «Речка в Полесье» (обе 1928), «Лунная ночь. Жасмин и пионы», «Начало зимы» (обе 1929), «Комната художника на улице Кошиковой в Варшаве» (1930), «Ледоход на Немане», «Окно с фиалками» (обе 1931), «Дорога в лесу» (1935), «Красная комната» (1939). 

1939 – 1944
Во время оккупации нацистами Польши жил в Варшаве.

1944
После разгрома нацистами Варшавского восстания, вместе с другими жителями Варшавы был изгнан из города.
Осенью скончался в концентрационном лагере в Прушково близ Варшавы, похоронен в общей могиле. 

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, НХМРБ, КМРИ, во многих музеях России, стран бывшего Советского Союза, Польши, в частных собраниях в России и за рубежом.  

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, http://artpoisk.info, https://enzel.livejournal.com

Выставочная деятельность началась в 1893 с ученической выставки МУЖВЗ.
Участник выставок МУЖВЗ (1893-1900); «Захента» (1898-1903, 1909-1910, 1914, 1922, 1925, 1927, 1931, 1934, 1937, 1939); МТХ (1895, 1896); МОЛХ (1895-1901); ТПХВ (1896-1918); ИАХ (1896); «Мир искусства» (1902. 1903); СРХ (1904-1918, 1922, 1923); 1906 Москва МУЖВЗ; Общество Леонардо да Винчи (1907); 1909 Москва Галерея Лемерсье; 1909 Мюнхен; 1910 Москва; 1911 Москва; Всемирная 1911 Рим; 1912 Москва; 1913 Мюнхен; 1914 Москва/1; 1914 Петроград; 1915 Киев; «Свободное творчество» (1915); 1918 Рязань; 1918-1919 Петроград; 2-я Государственная 1919 Москва; 1920 Козьмодемьянск; 1922 Берлин; 1924-1925 США. 

Персональные выставки: 

1920 Вятка; 
1921, 1971, 1973 Москва; 
1925, 1930 (2 выставки) Париж;
1929, 1931, 1934, 1935, 1937, 1939 Варшава; 
1929 Краков; 
1973 Ленинград; 
1973-1974, 1995 Минск; 
1988 Киев, Ушачи; 
1989 Могилев, Полоцк, Барановичи; 
1991-1992 Гурины.

Станислав Юлианович Жуковский – один из крупнейших русских и польских пейзажистов первой трети ХХ века, чье творчество любят и ценят в России, Белоруси и Польше. 

В коллекции творчество художника представлено студенческим этюдом. 

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх