Художник Юрий Жданов

Многие любители искусства, особенно балетного театра, будут, вероятно, несколько удивлены, увидев каталог данной выставки, Юрий Тимофеевич Жданов (1925—1986) известен прежде всего, как крупный балетный деятель — танцовщик, балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР. Вместе с тем он был талантливый художник-живописец, и зрители увидят на этой выставке его пейзажи, портреты, виды городов, сценки артистической жизни.

Ю. Жданов окончил Московское хореографическое училище и с 1944 по 1971 год был одним из ведущих танцовщиков Большого театра СССР. Зрители помнят его в партиях Вацлава в «Бахчисарайском фонтане», Альберта в «Жизели», де Бриенна в «Раймонде» и во многих других балетных спектаклях. Поистине, же коренными его партиями можно считать Евгения в «Медном всаднике» Р. Глиэра (балетмейстер Р. Захаров) и Ромео в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева (балетмейстер Л. Лавровский).

В этих, а также в других спектаклях Жданов был достойным партнером прославленной балерины Галины Улановой, выступал также с О. Лепешинской, Р. Стручковой, М. Плисецкой и другими выдающимися балеринами.

Жданов был танцовщиком лирико-драматического дарования. Он счастливо сочетал в своем творчестве строгую школу классического танца с артистическим мастерством, умел наполнять танец эмоциональным содержанием и драматическим подтекстом, показывать образ в развитии. В критике не раз отмечались благородство его исполнительского стиля, мягкость и одновременно мужественность танца, скульптурность поз, легкость вращений, музыкальность и романтичность.

Закончив свою артистическую карьеру, Жданов занялся балетмейстерской деятельностью и в 1971—1976 годах возглавил хореографический концертный ансамбль «Молодой балет», вскоре переименованный в «Классический балет» (нынешнее название — Государственный театр балета Союза ССР). Здесь он поставил ряд концертных номеров и одноактных балетов и немало сделал для повышения профессионального уровня труппы.

1978—1980 годы Жданов провел в Чехословакии, работая в качестве педагога-балетмейстера и художественного консультанта в пражском Национальном театре.

Вернувшись в Советский Союз, Жданов стал преподавать на балетмейстерском факультете Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, где он работал до конца жизни. Однако к этому времени он стал уже не только видным деятелем хореографии, но и признанным художником-живописцем.

Уже с детства, занимаясь балетом, Жданов проявлял большой интерес к изобразительному искусству, пробовал свои силы в живописи. И став артистом, никогда не оставлял этих занятий. Большое значение имела для него встреча с выдающимся советским художником Г. Шегалем, который стал его наставником, руководил его самостоятельной работой, ездил с ним на этюды, разъяснял основы мастерства. Под влиянием бесед с Шегалем молодой художник по-новому стал воспринимать шедевры старых мастеров, глубже анализировать впечатления от художественных выставок, изучал основы живописной техники.

Его часто видели с блокнотом или этюдником в руках, делающим зарисовки, пишущим природу Подмосковья или выискивающим выразительные мотивы во время зарубежных поездок. Постепенно накапливался материал, состоялись первые выставки (впервые в молодежной выставке Жданов участвовал в 1955 году), а с ними пришли признание и известность. В 1967 году Жданов был принят в Союз художников СССР. Ныне многие его произведения репродуцированы, издана с его собственным текстом книга «По Испании» («Советский художник», 1970), появились статьи о его творчестве в газетах и журналах.

Как живописец Жданов начал с пейзажей и натюрмортов. Ему близко наследие К. Коровина, В. Серова, М. Нестерова,
П. Кончаловского, и влияние этих мастеров наиболее ощутимо в его живописи. Жданов пишет скромную, но поразительную в своей непритязательной красоте природу Подмосковья и памятники архитектуры, запечатлевает характерные мотивы Кавказа и Крыма, своеобразие зарубежных городов. Целые серии картин посвящены у него Парижу, Испании, Италии, Чехословакии.

В живописи Жданова привлекают те же искренность и непосредственность, что были в его танцевальном искусстве,
и вместе с тем выверенность и профессиональная точность. Он говорил: «Человек искусства должен быть предельно дисциплинирован. Тяжек труд артиста балета, он требует отдачи всех сил, физических и духовных. То же самое и в живописи. Здесь требуется такая же сосредоточенность, дисциплина, полнейшая самоотдача. Если всего этого не будет, то искусство может оказаться поверхностным, мелким...»

Передавая красоту и очарование природы и городов различных стран мира, Жданов всегда думает о человеке, о людях, о народе, здесь обитающем. Значительно позже он обратился к прямому изображению человека — к портрету, но и здесь многое сделал. Сильное впечатление оставляют его портреты академика И. Курчатова, с которым художник был хорошо знаком. Но особенно близки ему, конечно, деятели балета.

В портрете М. Плисецкой Жданов подчеркнул удлиненные линии ее фигуры, передал глубину характера, поглощенность творческой мыслью. Он написал также несколько портретов артистов балета в сценических костюмах. Вот, например, портрет А. Богатырева в образе принца Зигфрида из «Лебединого озера». Артист изображен вне танца, спокойно сидящим. Но мы чувствуем благородство его осанки, элегантность внутреннего облика — те качества, которые так ярко проявляются именно в танце. Изображая Л. Семеняку в образе Жизели, художник подчеркивает красоту линий ее фигуры, женственную хрупкость облика, идущие от существа исполняемой ею роли. Н. Ананиашвили в «Шопениане» кажется воздушным, неземным существом, романтической сильфидой, словно на мгновение слетевшей в этот мир.
И в статичном портрете художник уловил эти особенности ее танца.

В театральных портретах Жданова большую роль играет контраст между современным обликом и историческим костюмом. Лица, изображенные крупным планом, говорят о современном понимании артистами своих героев, о живых человеческих чертах их театральных персонажей.

Хорошо зная быт, закулисную жизнь артистов балета, Жданов создал немало жанровых картин и зарисовок. Вот балерина глубоко задумалась перед выходом на сцену, входя в свою роль. Вот танцовщицы «разминаются» перед началом класса. А на других картинах-сценках мы видим их что-то обсуждающими, собравшись у рояля, задушевно беседующими или отдыхающими в перерыве между упражнениями. В работах Жданова перед нами раскрывается балетный мир в его многогранности.

Юрий Жданов был убежденным художником-реалистом как в хореографии, так и в живописи. Его творчеству были чужды искусственность и надуманность, схематизм и предвзятость приемов. Правда, искренность, образная глубина — главные заповеди его искусства. Талант везде талант, только материал различных видов искусства различен. И потому творчество Ю. Жданова едино и цельно в своем существе. Оно посвящено воспеванию благородных порывов человеческого духа, красоты окружающего мира.

(Опубликовано в издании «Юрий Тимофеевич Жданов. Живопись. Графика». Москва, 1988).

наверх