А. Абрамова «Ирина Александровна Жданко»

Ирина Александровна Жданко – художник тонкого поэтического видения, талантливый живописец, в простом и обыденном умеющий увидеть значительное и прекрасное.

Излюбленный ее жанр - пейзаж. Но пейзажи И. Жданко – это никак не ландшафты или виды той или иной местности. Это скорее пейзажи-жанры, отражающие неразрывную связь человека и природы. Поэтому восточные улочки или базары, которые она так любит писать, всегда населены людьми. Все движется, переливается. Нет застывших форм, нет позирующих персонажей, все дано в движении, трепетности и мимолетности мгновения. А самое главное пейзажи Жданко одухотворены, очеловечены.

Вспоминаются стихи Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Земля людей» — вот, пожалуй, наиболее точное название пейзажей И.А. Жданко, пейзажей, в которых четко прослеживаются ритмы времени.

Она повидала много стран в своей жизни. Страстная путешественница, она прекрасно знает и нашу родину, и зарубежные страны и континенты. Может быть поэтому излюбленная техника ее живописи — темпера. Бумага, краски, кисточки, вода из любого ручейка - вот и все, что ей нужно! И как удобно, свернув готовые работы в рулон, продолжать путешествие. Именно потому в работах И.А. Жданко – свежесть непосредственного впечатления, аромат тесного контакта художника с природой.

У Ирины Александровны за  плечами долгий и насыщенный путь художника, большой профессиональный опыт. И.А. Жданко добрый, легкий, интеллигентный человек. Ее человеческие качества нашли полное отражение и в ее искусстве.

Уроженка Ленинграда, Ирина Александровна Жданко в 1927 году окончила Киевский художественный институт, где занималась в мастерской монументальной живописи профессора Л.Ю. Крамаренко, ставшего впоследствии ее мужем. Л.Ю. Крамаренко, получивший художественное образование в Италии и Франции, влюбленный в творчество Вюйара и Боннара, воспитанный на лучших образцах классического искусства, в самые трудные годы поисков путей нового социалистического искусства, которые велись в КХИ, так же как и в московском ВХУТЕМАСе, оставался вместе со своими учениками верен реалистической живописи, будучи твердо убежден в ее непреходящей ценности.

В двадцатые годы в Киеве шла оживленная и шумная борьба художественных течений.     В то время возникли различные творческие объединения - АРМУ, АХЧУ, ОСМУ. И. Жданко была активным членом ОСМУ (Объединение современных художников Украины), выставлялась много и успешно, отражая в своих работах наиболее значительные события текущего момента. Такова ее картина «Беспризорные» (х. м.), экспонировавшаяся на Всеукраинской выставке, посвященной 10-летию Октября. В духе времени сделаны и антирелигиозные плакаты (1929--1931 гг.) для Всеукраинского Музейного городка, картина «Каменщики на Днепрострое» (1929 г.).

С 1932 года И. А. Жданко живет и работает в Москве.

Накануне Великой Отечественной войны (22 марта — 2 апреля 1941 года) состоялась ее первая персональная выставка совместно с художником И.С. Копиным.

Живописные пейзажи Сухуми, Самарканда, Теберды, портреты  счастливых, занятых своим трудом людей, полнота и радость жизни — ничто не предвещало страшной перемены, которая через считанные дни произойдет в жизни советского народа...

Год, проведенный в эвакуации в Самарканде, стал этапным и жизни и творчестве И. Жданко.

Диссонанс красоты среднеазиатских пейзажей, неповторимой архитектуры, живописности и самобытности приветливого народа — и трагических событий, развертывавшихся на фронтах войны, глубоко потряс душу художника. В 1942 году в эвакуации умер муж и учитель И.А. Жданко — талантливый живописец Л.Ю. Крамаренко, руководивший в последнее время мастерскими Московского института повышения квалификации художников. В 1943 году Жданко возвращается в Москву и добивается ответственной и опасной командировки в только что освобожденные от фашистских захватчиков районы. Работает в Орле, Брянске. Участвует в выставке орловских художников. Ее самоотверженный труд был высоко оценен - она была награждена почетной грамотой штаба Брянских партизан.

В самом конце Великой Отечественной войны состоялась вторая персональная выставка И. Жданко (совместно с И. Вилковир). Она была открыта с 27 марта по 17 апреля 1945 года. Одно название работ, экспонированных на этой выставке говорит само за себя: «На выставке трофейного вооружения» (Москва), «У взорванного моста», «Парад партизан» (Орел), «Немецкий концлагерь», «Население возвращается», «Кладбище немецких танков» (Хотынец), «Разрушенная фашистами церковь» (Карачаев),

Работы, показанные на этой выставке, были драгоценным документами времени. Взволнованная душа художника-патриота эмоциональность, колористическая и композиционная точного, наполнили эти произведения высокой гражданской и художественной значимостью. Часть этих работ находится теперь в музеях Орла, Брянска и ряде других музеев.

И.А. Жданко постоянный участник художественных выставок. Ею выполнены большие серии работ: «По русским городам», «Молодые строители Москвы», «Средняя Азия».

Дар художника-монументалиста проявился в таких станковых работах Жданко, как «В цехе завода» (Удмуртский музей изобразительных искусств), «Перед спуском в шахту» (Мичуринский художественный музей), «Материнство»  (Картинная галерея Брянска). Среди лучших произведений художника - навсегда полюбившиеся пейзажи Средней Азии: «Улица в Чорку», 1975 г.; «Кишлак под горой», 1970 г.; «Двор гончара», 1965 г.

В уютной квартире-мастерской И.А. Жданко  кусочек Средней Азии. Она большой знаток среднеазиатской керамики. Кошма на стене, коврик на кресле, керамические сосуды на столах и стендах — все свидетельствует о ее увлечении народным искусством. Здесь, на Арбате, любят собираться художники, чтобы порисовать вместе. Надо сказать, что Ирина Александровна Жданко умеет и любит рисовать — свидетельством тому рисунки обнаженной натуры и множество зарисовок, привезенных из дальних путешествий.

А. Абрамова
(Опубликовано в Каталоге выставки «Ирина Александровна Жданко. Живопись. Графика». Москва, 1983. С. 3-6).

наверх