Искусствовед О.В. Костина о Фёдоре Захарове

16 MARCH 2017 КРЫМ

«Фёдора Захарова заслуженно считают одним из основателей Крымской импрессионистической школы живописи. Имя художника, как и его творчество известно не только на территории России и Украины, но и за рубежом. Вот что о нём пишет О.В. Костина, кандидат искусствоведческих наук и главный редактор журнала искусствознание:

Настоящее место художника в истории мировой культуры определяет время – самый строгий, беспощадный и справедливый судья. Есть в иерархии культурных ценностей своя «табель о рангах» и ранги эти различны, как в пределах национальной культуры, так и в масштабе мировом. Народный художник Украины, лауреат Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко Федор Захаров был известным и уважаемым художником в своем регионе, но настоящего широкого признания при жизни не получил. Думается пришла пора вывести имя этого талантливого живописца из категории местной знаменитости, поставив его, наконец, в один ряд с известными мастерами отечественного и европейского искусства.

Он не был автором новых форм, зачинателем новых направлений, но уровень его дарования и масштаб его личности определили самобытность всего его творчества, в котором аккумулировались лучшие достижения русского реализма ХIХ века, русских живописных колористических традиций рубежа ХIХ – начала ХХ веков, советского искусства первой половины ХХ столетия, а также французского импрессионизма и постимпрессионизма. При всем многообразии источников,питавших его «жадную» творческую натуру, главным оставался природный дар, способность художника отдавать живописи всю силу своей души. Мощный энергетический заряд его полотен вызывает адекватный эмоциональный отклик.

Сам художник воспринимал жизнь и природу крайне эмоционально. Обладая редким цветовидением, он всегда стремился к накалу эмоций, передавая его через цвет. Картины Захарова отличаются предельной насыщенностью цвета, сильными цветовыми контрастами. Он мастерски пользовался цветом, тоном, полутоном, всеми тончайшими возможностями цветовой гаммы.

Если французские импрессионисты, а за ними В. Серов, К. Коровин и другие русские художники «раскрепостили» цвет, возвращая ему «его сущность», Захаров насыщал цвет страстью, придавая ему новую глубину и значимость. Его палитра, преимущественно светлая, с максимальным использованием всего красочного спектра.

В отличие от импрессионистов он не разрушал форму, сохраняя осязаемость, материальность предметного мира. В «недра» реалистического изображения Ф. Захаров внес чувственность, импульсивность восприятия мира, свойственные западноевропейским художникам начала ХХ века. При этом сохранил ощущение значительности и «весомости» зрительной формы, присущее русскому пониманию образа в изобразительном искусстве. А внутреннюю вольницу, стихию души выплеснул в раскованной, пастозной манере письма.

Федор Захаров – большой мастер передачи световых эффектов. Яркий солнечный свет, исчезающие сумерки, мягкий вечерний свет и холодный лунный – самые разные световые градации можно найти в пейзажах художника.

По эмоциональной и колористической напряженности живописи Ф. Захарова можно поставить в один ряд с самыми известными художниками рубежа ХIХ – начала ХХ веков. Интерес к творчеству мастера растет год от года, как на Украине, в России так и за их пределами. В последние годы выставки картин Ф. Захарова проводились в Украине (Ялта, Симферополь, Киев) и в России (в Государственной Третьяковской галерее, в Москве 2002 г.). Его произведения покупают и галереи, и частные коллекционеры. Это пока еще не столько осознанное обществом понимание места художника в контексте культуры второй половины ХХ века, сколько интуитивное «чутьё» на нечто подлинное, имеющее высокую художественную ценность. Несомненно, со временем, в созвездии европейского изобразительного искусства появится еще одна яркая, неповторимая звезда, имя которой – Федор Захаров».

Из каталога «Фёдор Захаров», 2016
(Опубликовано на сайте http://art-ug.gallery/article.php?lang=ru&n=about-zakharov)

наверх