ВОЛШАНИК Валентин Иосифович (Москва)

1944-2013?

График.

1944
Родился 3 мая в Москве. Семья художника приехала в Москву с Полтавщины*. Отец – Иосиф Григорьевич, по специальности архитектор, хорошо рисовал. В последствии, в звании подполковника, работал в строительных войсках в Москве. Мать – Мария Георгиевна.

1950-е
Учеба в школе. Смерть матери. Раннее увлечение рисованием и поэзией. Занятия в художественных студиях. Первые известные рисунки датированы 1957 годом.

1960-е
Отец вторично женится и переезжает в город Видное. Валентин остается в Москве со старшей сестрой Мариной. Знакомство с молодым поэтом Леонидом Губановым, который привлек Валентина к изданию футуристического самиздатовского журнала «Бом» (1963, журнал не сохранился).

1965
26 января Л. Губановым, В. Алейниковым, В. Батшевым, Ю. Кублановским утверждается новое литературное общество «СМОГ» (1965-1966). Губанов предлагает привлечь в новое общество Валентина Волшаника и Игоря Грифеля (Игоря Воронина).

1965
12 марта в библиотеке им. Д. Фурманова на Беговой улице дом 6 прошел второй творческий вечер СМОГа, на котором Волшаник выступил как поэт. Вечер был запрещен властями, но состоялся несмотря на попытку его закрытия.

1965
В мае самиздатом вышли альманах «Чу» и журнал «Авангард». Волшаник был участником самиздатовского журнала «Авангард» (журнал не сохранился).

В шестидесятые годы работал в книжной графике, выполнял рисунки для сатирических изданий. В творческих работах в этот период отдавал предпочтение акварели, работал в пейзажном жанре. В этой технике были написаны «Береза в поле», «Гроза приближается», «Закат в лесу», «Зимний танец», «Рыбаки» (все 1968), «Ночь в городе», «Зимняя ночь» (все 1969) и другие. В эти годы художником были выполнены портретные рисунки. Написан портрет Леонида Губанова для самиздатовской книги его стихов и поэм (1968).

1970-е
В семидесятые годы Волшаник, отказываясь от акварели, начинает больше использовать пастель. При этом он отходит от пейзажного жанра, сосредоточиваясь на написании портретов. Большинство работ этого периода – женские портреты и жанровые сцены, которые отличаются маньеризмом исполнения, повышенной эмоциональностью. От портретных образов художник переходит к библейским образам ангелов, пророков, святых, Богородицы и Господа Бога.

Необычность и привлекательность образов, создаваемых художником, в значительной степени, определялись особенностями его психического развития, способностью чувствовать связь с тонким миром. Оборотной стороной этой способности были возникающие болезненные состояния, которые требовали лечения в специализированном медицинском учреждении.

1980-е
В восьмидесятые годы Волшаник еще раз сменил используемый материал, технику и манеру исполнения своих произведений. Теперь он перешел на работу черной, реже цветной гуашью. Увеличились размеры его произведений. Видимо, это обуславливалось тем, что в это время художник зарабатывал на жизнь, работая оформителем афиш в кинотеатрах.

В эти годы у Волшаника резко меняется восприятие окружающего его мира. Он, как бы не живет в нем, ощущает себя его сторонним наблюдателем, при этом способным путешествовать во времени и пространстве. Благодаря этой сверхъестественной способности, видеть сквозь время и пространство, художник знакомит нас с образами восточных женщин и мужчин («Девица с кувшином», «Женщина с яблоками», «Мужчина в чалме», «Мусульманин», все 1986, «У пирамид», 1989 и другие), с образами жителей средневековой Европы («Рыцарь с кружкой пива», «Ночной страж», «Плачущая с книгой», «Старый музыкант», «Вечерняя прогулка», все 1987 и другие).

Художник еще больше погружается в библейскую тему, которая становится во многом определяющей в его творчестве.

В 1980-е годы художник был осужден на несколько лет колонии-поселения за фальшивомонетчество.

С 1987 года многие картины и рисунки художник подписывал как Волшаник (Колонин). Смысл данного дополнения к фамилии пока не установлен. Возможно, это дополнение к фамилии художника связано с его пребыванием в колонии. 

1990-е
В девяностые годы Волшаник продолжал работать гуашью и акварелью, писал уличные сцены, портреты, пейзажи.

2000-е – 2010-е  
Об этих годах жизни художника практически ничего не известно. Видимо, из-за его проблем с органами госбезопасности, из-за развития его душевного заболевания и его судимости, родственники Волшаника с начала семидесятых годов прекратили с ним общение и не могут пролить свет на последние годы жизни художника.

2012
Принял участие во Втором Московском Фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны», на котором были показаны рисунки, выполненные в колонии-поселении.

2013
Предположительно скончался в этом году. Точные данные о времени и месте смерти отсутствуют.

Произведения художника находятся в частных собраниях в России.

Личная страница на сайте http://www.artlib.ru.

Сведения о выставочной деятельности отсутствуют. Известно только, что художник участвовал во Втором Московском Фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны».

Валентин Иосифович Волшаник – замечательный и очень оригинальный, ни на кого непохожий художник, чье творчество, в силу его очень сложных жизненных обстоятельств, только сегодня становится известным специалистам и любителям изобразительного искусства.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями, выполненными в период с 1958 по 2000 год.

* Сведения о родителях Валентина Иосифовича представлены Валерием Валентиновичем Волшаником – двоюродным братом художника.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх