ВОЛШАНИК Валентин Иосифович (Москва)

1944-2013

График.

1944
Родился 3 мая в Москве. Отец – Иосиф Григорьевич (1910-1989), по специальности архитектор. В военные годы служил в строительных войсках, в последствии служил в военно-десантных войсках и вышел на пенсию в звании полковника. Мать – Мария Георгиевна (1906-1990), в девичестве Колонина, работала художником-оформителем, участвовала в оформлении ВДНХ.

1950-е
Учеба в средней школе Краснопресненского района Москвы. Раннее увлечение рисованием и поэзией. 

1957 – 1959 
Учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств СССР. Первые известные рисунки датированы 1957 годом.

1959
Трагический год в жизни Волшаника. Из-за низкой успеваемости по общеобразовательным предметам его отчисляют из художественной школы, возникает конфликт с отцом. Совершив попытку суицида, приняв большую дозу снотворного, Валентин переживает клиническую смерть. После этого случая, его ставят на учет в психологическом диспансере с диагнозом «вялотекущая шизофрения».

1960-е
В начале шестидесятых годов посещает лекции в Литературном институте и участвует в работе литературного кружка – пишет стихи.

1961
Так называемые «друзья» подбивают Валентина показать свое мастерство рисовальщика – нарисовать денежную купюру, что он и исполняет. Подобная «шалость» приводит его на скамью подсудимых.
Благодаря усилиям всех родственников, учитывая отсутствие злого умысла и несовершеннолетие подсудимого, приговор суда оказался достаточно «мягким» для столь серьезной статьи Уголовного Кодекса, как фальшивомонетчество – «Один год колонии-поселения».

1963
Знакомство с молодым поэтом Леонидом Губановым, который привлек Валентина к изданию футуристического самиздатовского журнала «Бом» (1963, журнал не сохранился).

1965
26 января Л. Губановым, В. Алейниковым, В. Батшевым, Ю. Кублановским утверждается новое литературное общество «СМОГ» (1965-1966). Губанов предлагает привлечь в новое общество Валентина Волшаника и Игоря Грифеля (Игоря Воронина).

1965
12 марта в библиотеке им. Д. Фурманова на Беговой улице дом 6 прошел второй творческий вечер СМОГа, на котором Волшаник выступил как поэт. Вечер был запрещен властями, но состоялся несмотря на попытку его закрытия.

1965
В мае самиздатом вышли альманах «Чу» и журнал «Авангард«. Волшаник был участником самиздатовского журнала «Авангард» (журнал не сохранился).

В шестидесятые годы работал в книжной графике, выполнял рисунки для сатирических изданий. В творческих работах в этот период отдавал предпочтение акварели, работал в пейзажном жанре. В этой технике были написаны «Береза в поле», «Гроза приближается», «Закат в лесу», «Зимний танец», «Рыбаки» (все 1968), «Ночь в городе», «Зимняя ночь» (все 1969) и другие. В эти годы художником были выполнены портретные рисунки. Написан портрет Леонида Губанова для самиздатовской книги его стихов и поэм (1968).

1970-е
В семидесятые годы Волшаник, отказываясь от акварели, начинает больше использовать пастель. При этом он отходит от пейзажного жанра, сосредоточиваясь на написании портретов. Большинство работ этого периода – женские портреты и жанровые сцены, которые отличаются маньеризмом исполнения, повышенной эмоциональностью. От портретных образов художник переходит к библейским образам ангелов, пророков, святых, Богородицы и Господа Бога. Необычность и привлекательность образов, создаваемых художником, в значительной степени, определялись особенностями его психического развития, способностью чувствовать связь с тонким миром. Оборотной стороной этой способности были возникающие болезненные состояния, которые требовали лечения в специализированном медицинском учреждении. Волшанику устанавливается инвалидность 2-ой группы.

1980-е
В восьмидесятые годы Волшаник еще раз сменил используемый материал, технику и манеру исполнения своих произведений. Теперь он перешел на работу черной, реже цветной гуашью. Увеличились размеры его произведений.

В эти годы у Волшаника резко меняется восприятие окружающего его мира. Он, как бы не живет в нем, ощущает себя его сторонним наблюдателем, при этом способным путешествовать во времени и пространстве. Благодаря этой сверхъестественной способности, видеть сквозь время и пространство, художник знакомит нас с образами восточных женщин и мужчин («Девица с кувшином», «Женщина с яблоками», «Мужчина в чалме», «Мусульманин», все 1986, «У пирамид», 1989 и другие), с образами жителей средневековой Европы («Рыцарь с кружкой пива», «Ночной страж», «Плачущая с книгой», «Старый музыкант», «Вечерняя прогулка», все 1987) и другие.


Художник еще больше погружается в библейскую тему, которая становится во многом определяющей в его творчестве.

С 1987 года многие картины и рисунки художник подписывал как Волшаник (Колонин), дополнительно указывая девичью фамилию мамы.

1990-е
В девяностые годы Волшаник продолжал работать гуашью и акварелью, писал уличные сцены, портреты, пейзажи.

2000-е – 2010-е  
В эти годы психическое состояние художника значительно ухудшилось – приобрело явно выраженный параноидальный характер. К психическому заболеванию добавился туберкулез. Художник много времени находится в больницах и санаториях под Москвой.

2007
Над Валентином Иосифовичем Волшаником устанавливается официальное опекунство. Опекуном становится его племянница Надежда Юрьевна Стрельникова.

2012
Принял участие во Втором Московском Фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны», на котором были показаны рисунки, выполненные в колонии-поселении.

2013
Скончался 10 июля в психиатрической больнице №9 в селе Старая Ситня в Ступинском районе Московской области. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Произведения художника находятся в частных собраниях в России.

Личная страница на сайте http://www.artlib.ru.

Сведения о выставочной деятельности отсутствуют. Известно только, что художник участвовал во Втором Московском Фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны».

Валентин Иосифович Волшаник – замечательный и очень оригинальный, ни на кого непохожий художник, чье творчество, в силу его очень сложных жизненных обстоятельств, только сегодня становится известным специалистам и любителям изобразительного искусства.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями, выполненными в период с 1958 по 2000 год.

Биографические сведения о художнике и фотографии из архива семьи художника предоставлены Н.Ю. Стрельниковой и публикуются с её любезного согласия.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх