Талантливый живописец и общественный деятель

К 75-летию Клары Филипповны Власовой

Третье тысячелетие.... Наверное, каждый из нас в свое время размышлял над тем, что же будет, когда оно наступит, ждал его с надеждой и очень хотел быть живым свидетелем грядущего. И вот оно пришло это время. Как ты встретил его? Что у тебя на сердце? Не зря ли ты пришел в этот мир? Удалось ли понять себя? Ответы на эти вопросы каждый находит сам.

Как же должны быть счастливы сейчас те юные воспитанники Московской Суриковской художественной школы, страстно стремившиеся стать настоящими художниками, когда их мечта осуществилась. Уникальная школа, первая в России, где детям преподавали не только профессиональные художественные дисциплины, но и общеобразовательные предметы, открылась за два года до Великой Отечественной войны. Талантливые, одаренные дети со всех концов страны получили возможность получить художественное образование. Но вскоре началась война. Школа была эвакуирована в башкирское село Воскресенское. Это старинное русское село у самых предгорий Урала, где их называют венцами. Изумительная природа тех мест похожа на среднюю полосу России. Венцы покрыты суровыми лесами кругом необозримые просторы плодородной земли, где жаркое лето и настоящая русская зима с метелями, а весна красочная, солнечная, с тающими снегами и бурными потоками рек. Суровые военные условия обострили все чувства и учеников, и учителей. Создалась особая творческая обстановка. Именно с этим периодом связывают самый высокий взлет школы. В ученических работах военного времени наиболее ярко проявились чувства родной земли. Ныне в Воскресенском есть картинная галерея — филиал Уфимского художественного музея имени М.В. Нестерова. Собрание ее целиком составлено из работ бывших учеников школы. Старожилы села и сегодня помнят тех «москвичей — воскресенцев». Профессионализм и передача правды жизни, правды времени, нашедшие отражение в натюрмортах, портретах, пейзажах, рисунках, этюдах, сделали эту экспозицию художественным явлением.

Из эвакуации школа вернулась в 1943 году. На здании, где находится сейчас современная Суриковская школа — Московский академический художественный лицей, установлена мемориальная доска с надписью: «Николай Августович Карренберг. Директор МСХШ 1940— 1952 гг. В эти трудные годы он спас для России школу и многие таланты». Карренберг, обладающий даром настоящего руководителя, в каждом воспитаннике находил что-то выдающееся. Такова была его философия. В школе царила совершенно особая духовная атмосфера. Преподаватели, работавшие там, были хорошими художниками, много работавшими творчески, помимо педагогической деятельности. Они любили искусство, ребят, их сердца переполняла эта любовь, и они щедро делились ею с учениками. Чистота и искренность отношений способствовали тому, что у большинства из учившихся в ней прорезалось не только художественное зрение, но и открылись очи духовные.

Суриковская школа дала ее воспитанникам глубокие профессиональные навыки и необходимое, уникальное начало духовного развития как художника. Многие из них стали впоследствии выдающимися мастерами, продолжателями национальных традиций отечественного искусства.

В истории Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова был единственный случай, когда группа выпускников Суриковской художественной школы была принята без экзаменов. Выпуск этот был первым в истории школы и состоялся он в 1944 году. Именно тогда Клара Филипповна Власова, о ком пойдет речь в нашей статье, стала студенткой. Благодарность к своим школьным учителям — Шегалю Григорию Михайловичу, Почиталову Василию Васильевичу и Шорчеву Акиндину Петровичу, с которым ее связывала многолетняя дружба, — она хранит и по сей день.

Свой путь в искусстве Клара Филипповна начала полвека назад, после окончания в 1950 году отделения живописи Суриковского института по мастерской Сергея Васильевича Герасимова, действительного члена Академии художеств СССР, блистательного мастера светлой солнечной живописи. Многие художники почитают за честь упомянуть своей биографии, что они учились живописи у знаменитого мастера. С теплотой вспоминает Клара Филипповна и других институтских преподавателей: Максимова Николая Христофоровича, Костина Сергея Николаевича. Общение с людьми, которые вошли в историю отечественного искусства, не могло не принести свои плоды. Достойный продолжатель лучших традиций русского реалистического искусства, К.Ф. Власова известна широтой творческих и общественных интересов. Слова «Вся жизнь в искусстве» как нельзя более подходят к ее творчеству. И мы не можем не выразить дань уважения большому труду талантливого живописца и общественного деятеля.

Совсем недавно в Центральном Доме художника на Крымском валу состоялась Всероссийская художественная выставка «...Имени твоему...», посвященная 2000-летию Рождества Христова. На ней были собраны лучшие произведения отечественного искусства, созданные за прошлый век, начиная от работ Сергея Герасимова, Михаила Нестерова, Павла Корина, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки, общим количеством более 3000 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и народного творчества, плаката и театрально-декорационного искусства, искусствоведения, а также новой современной иконописи. Самый крупный за последние, годы проект Союза художников России, продемонстрировав итог творчеству художников за столетие, в то же время показал, что собранные на выставке произведения отечественного искусства соответствуют тому великому торжеству, для которого они предназначались.

Были представлены на этой выставке и произведения бывших учеников Суриковской школы, таких известных и признанных мастеров, как Андрей Петрович Горский, Виктор Иванович Иванов, Гелий Михайлович Коржев-Чувелев, Владимир Федорович Стожаров, Петр Павлович Оссовский, Андрей Андреевич и Сергей Андреевич Тутуновы. Высокой чести представлять искусство России за прошедший век была удостоена и Клара Филипповна Власова. В экспозиции выставки зрители могли увидеть ее живописное полотно «Московский вечер», датированное 1998 годом. Много душевных струн затронула выставка, по своим масштабам не имеющая аналогов в мировом искусстве. Нам ли не гордиться отечественной школой живописи? Интерес к нашей школе в настоящее время чрезвычайно велик. Уникальность выставки — в том, что не только в России, но и во всем мире невозможно было бы собрать такое количество произведений реалистического искусства, которые были там представлены. Выставке суждено было во многом связать прошлое, настоящее и будущее отечественного изобразительного искусства. Драгоценная связь подлинного искусства минувшего периода и наступившего тысячелетия стала еще очевиднее. Надеемся, что это историческое явление по достоинству будет оценено.

Само участие в подобном форуме столь знаменательно, что можно с полной уверенностью сказать, что в новое тысячелетие Клара Филипповна Власова вошла ярким самобытным мастером живописи. Суриковская школа, Суриковский институт и Московский союз художников, членом которого она является, могут ею гордиться. Свои юбилейные даты — 75-летне со дня рождения и 50-летие творческой деятельности, отмеченное не так давно. К.Ф. Власова встретила в полном расцвете творческих сил и художественных замыслов.

О том, что перед нами художник пишущий, не останавливающийся на достигнутом, говорит и факт участия К.Ф. Власовой на протяжении прошлого 2000 года в пяти крупных выставках общероссийского масштаба. На Всероссийской художественной выставке «Защитникам отечества посвящается», организованной на Поклонной горе в Центральном музее Великой Отечественной войны Союзом художников России при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Российской Академии художеств к 56-летию Победы, мы имели редкую возможность любоваться полотнами Пластова и Дейнеки из Русского музея. Были представлены на Поклонной горе и две работы Власовой: «Памятник землякам-воинам Великой Отечественной войны» (1984) и «День Победы в Дагестане» (2000). Нам они запомнились своей искренностью и эмоциональностью. А еще хочется обратить ваше внимание, что одна из работ была, написана специально к этому событию. На юбилейной Пушкинской выставке в Центральном Доме художника на Крымском валу были приставлены картины Клары Филипповны Власовой «Кавказ» и «Осень в горах». Яркое впечатление оставил у нас автопортрет «Я и Мурзик» (2000), экспонировавшийся на выставке «Золотая кисть-2000» в ЦДХ. Свежесть и обаяние молодости исходят от образа запечатленной на портрете «Надюша», любимой внучки художницы.

Эта работе демонстрировалась на выставке портрета в Малом Манежем и ЦВЗ «Манеж» прошлом году.

Герасимов передал своей ученице не только свою жизнерадостность, удивительное умение работать красками, вырастил в ней дар колориста, но и, будучи крупным общественным деятелем, способствовал развитию в ней умения работать с людьми, заложенное от природы. В дальнейшем на протяжении всего творческого пути К.Ф. Власова принимает активное участие в художественной жизни страны. Работает в секции живописи Правления Московского союза художников. Союза художников России.

Постараемся лишь отчасти раскрыть отдельные вехи в биографии художницы, отражающие этапы в истории изобразительного искусства советского и последующих периодов.

«Сразу после окончания института молодая художница в течение ряда лет вместе со своими коллегами занимается созданием панно для павильона Таджикской республики на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С этой целью она совершает свою первую поездку — Среднюю Азию, в Таджикистан. Вступает в «Московское товарищество художников», в Совет которого входил Аркадий Пластов. Общество имело целью способствовать развитию искусства в России и заботиться об интересах своих членов, оказывая помощь художникам в реализации своих произведений.

Первые молодежные выставки 50-х годов, 1-й Зональная выставка в Манеже. После участия в ней Клара Власова становится членом Союза художников СССР. Ей всегда хотелось увидеть, как живут другие народы, послушать их песни и ощутить национальный колорит. И судьба предоставляет такую возможность. В 1958 году она совершает со студентами ВГИКа путешествие по Сибири. Останавливаются в школах, живут в походных условиях. Но это их ничуть не смущает. Ведь все что нужно, а это краски, холсты, этюдники, — все при них. Зарисовки, этюды запечатлевают увиденное.

Любовь к путешествиям и возможность совершать их, как по долгу работы в составе Ревизионной Комиссии Союза художников, так и в качестве туриста, позволила Кларе Филипповне объездить всю Среднюю Азию, Кавказ, побывать на Дальнем Востоке, в Петропавловске Камчатском, на Байкале, в Японии, Франции. Не было года, чтобы она не совершала какой-либо поездки, порою таких поездок в один год было две. Помимо эмоциональных впечатлений, которые находили затем отражение на холстах, эти путешествия расширяли круг друзей, знакомых, обогащали жизненный опыт. До сих пор художница поддерживает отношения в переписке с некоторыми из них.

Многие художники хранят в своих сердцах благодарность за ее помощь при вступлении в Московский союз художников. Помнят и как удалось после реализации выставочных работ некоторым из них пересчитать в сторону увеличения пенсии.

1983 год оказался знаменательным событием в истории художественного образования не только Москвы, но всей нашей страны. В выставочных залах на Кузнецком мосту состоялась выставка двадцати трех выпускников Суриковской школы, к тому времени признанных мастеров живописи. Это был праздник не только их участников. Это было торжество веры в будущее нашей культуры, проявившееся в годы войны. Чтобы освободить преподавателей школы в то трагическое время от военного призыва и выдать «бронь», для этого надо было очень верить в грядущую победу.

Особенно памятен 1987 год. Получив назначение быть руководителем группы в Доме творчества «Горячий ключ» в Краснодарском крае, Клара Филипповна приезжает туда из Москвы на машине, будучи, сама за рулем. И с мольбертом на пленэре начинает писать. Коллеги почти сразу же проникаются к ней уважением.

В этом же году в Центральном Доме художника на Крымском валу проходит необычайно интересная выставка художников 20-30-х годов из частных собраний. Власова — одна из ее организаторов. Вместе с Громовой Любовью Ивановной им удается открыть многие забытые имена, сыгравшие впоследствии значительную роль в мировом искусстве. Так, например, работы художника Окса, ранее нигде не выставлявшего свои произведения, приобрела Государственная Третьяковская галерея, и цена на них резко возросла. В каталоге этой знаменательной выставки есть и имя К.Ф. Власовой.

В связи с деятельностью по возрождению забытых имей следует заметить, что с каждым годом история Искусства советского периода приобретает все большее значение. Получают достойную оценку те произведения, которые ранее считались в известном роде рядовыми, а теперь оказывается, что они несут в себе большой эстетический заряд и отражают историю нашей страны. Эти мысли приходят также, когда знакомишься с живописными работами Клары Филипповны Власовой и просматриваешь публикации в прессе о творчестве художницы. В 1987 г. ее награждают орденом «Знак Почета».

Талант Власовой — чуткого, вдумчивого наблюдателя красок жизни, раскрывается в разных жанрах — портрете, тематической картине, пейзаже, натюрморте. Многие ее произведения в качестве передвижных экспозиций Союз художников направлял по городам страны, предоставляя возможность многочисленным зрителям познакомиться с творчеством мастера незаурядного живописного дарования., способного ощущать и передавать окружающий мир через его красочное разнообразие. На своих холстах художница зримо, весомо передает состояние природы в пейзажах и тонко, вдохновенно — психологию человека в портретах своих современников. Многие музеи, как столичные (Музей Л.Н. Толстого, Музей истории г. Москвы), так и других городов нашей страны, приобрели живописные полотна мастера. Располагают ее произведениями и зарубежные музеи, и частные коллекции в Японии, США, Англии, Франции, Голландии, Италии, Венесуэле и других стран.

На наш вопрос: «Что для Вас является главным в живописи?» Клара Филипповна отвечает: «Сама живопись. Естественность живописи. Мир, который является мостом между прошлым и настоящим. Живопись неназойливая, в ней должно присутствовать чувство. Поездки мне могли дать впоследствии при работе над картиной незначительную деталь, и полотно оживало, излучало тепло. Считаю, что как картина, так и этюд могут быть живописью. Художник должен носить камертон с собой всегда, чтобы отличать ложное от настоящего, и периодически чистить его. А вообще-то, когда смотришь на Вермеера или Тициана, то и камертон не нужен».

Живописец, внесший значительный вклад в искусство, Клара Филипповна Власова находится сейчас в состоянии активного творчества, создает новые картины, основанные на крепких, реалистических традициях, заложенных ее учителями, и продолжает их благородное дело. Нам остается пожелать Кларе Филипповне дальнейших успехов в ее деятельности, доброго здоровья и теплых контактов с коллегами в Московском союзе художников и Союзе художников России. Мы также желаем ей сохранить молодость духа и дарить радость своей лучезарной живописью.

Алла Симонова и Николай Голованов, член Союза художников, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель культуры

(Опубликовано в журнале «Наш Изограф». 2001. № 3. С. 10 –11).

наверх