Н.И. Севастьянова о Николае Владимирове

Николай Владимиров – художник, одаренный серьезным и самобытным талантом, он писал не только кистью, но сердцем. Его искусство отличается неподдельными эмоциями, особой честностью и искренностью.

Его нельзя назвать художником, обласканным судьбой. Человек с тонкой душой, закрытой для посторонних, немногословный, он относился ко всем жизненным невзгодам с мудрым, философским спокойствием русского человека.

Обитал Николай на Николо-Галейской, в ветхой мастерской. И этот уголок старого Владимира являлся для него тем центром вселенной, который давал нескончаемую пищу вдохновению этого мастера, склонного к созерцательности, самоуглубленности. Он любил это место, где за церковью расстилается заклязьменская пойма, где стоят особнячки 19 века, где на крутых улочках, убегающих к реке, живет душа старого города.

В творчестве художника параллельно шли несколько разрабатываемых им направлений. Главным, несомненно, был пейзаж, который вобрал в себя представление автора об окружающем мире. В каждой работе художника - неподдельность чувств и щемящая душу струна, которая так трогает душу зрителя. Например, зимняя ночь в маленьком городке - домики, церкви, белые дымы из труб на фоне глубокого неба, тусклый фонарь и свернувшийся под ним на снегу калачиком бездомный пес. Это даже не пейзаж, это поэма об одинокой душе.

Особенное место в поэтических пейзажах Н. Владимирова занимала российская глубинка, которая была для него олицетворением нравственной чистоты и духовности. Провинциальный городской пейзаж для художника есть сам природа, он являлся для него синонимом праведной жизни, протекающей близко к земле, к меньшим братьям. Многие холсты Владимирова по своей тональности сегодня кажутся созвучными стихам Н. Рубцова:

«Тот город зеленый и тихий отрадно заброшен и глух.
Достойно, без лишней шумихи, поет, как в деревне петух
На площади главной...»

Очень часто маленькие и уютные городки в произведениях Николая Владимирова освещены луной. Луна в них является главным героем, заполняя собою мир, изменяя все вокруг, наполняя новым смыслом, новым звучанием. Пейзажи, освещенные луной в творчестве Н. Владимирова, это воспринятое и по-своему разрабатываемое направление, начатое костеревским художником Александром Лукиным. Николай родился в Костереве и в юности занимался в изостудии Лукина, и, несомненно, испытал на себе влияние самобытного таланта этого мастера. Интересна в творчестве художника тема натюрмортов на фоне окна, в лунном свете. Это фрукты, сухие цветы, старые предметы. Здесь изобразительный язык художника немногословен, лишен суетности и поэтому значителен.

Цветовая гамма произведений Н. Владимирова сдержана и тонка. Он работает на нескольких сближенных тонах, деликатно используя цвет, не форсируя его. Хотя яркие цветовые акценты в некоторых работах «имеют место быть».

Особое место в творчестве Николая Владимирова занимают библейские сюжеты, волнующие человечество на протяжении уже многих веков. «Ангелы», «Изгнание из рая», «Рыба», «Чудесный улов» - основные мотивы, затронутые им. И это не визуальные иллюстрации к евангельским темам. Конкретный эпизод в работах Николая Владимирова разворачивается в глубокое по замыслу вопрошание о добре и зле, о смысле жизни, о сути бытия.

К вечным темам он возвращается постоянно. Библия бездонна, и только погружаясь многократно в евангельский текст, приходит осознание всей глубины нравственных коллизий, стоящих за каждой прочитанной строкой.

Особенностью этих работ является сложное сочетание цвета, красочной массы, неровных мазков. Живописный аскетизм, приглушенное освещение погружает зрителя в таинство происходящего перед его глазами. Это свидетельствует также о многотрудности работы художника над созданием образа.

Николай Владимиров жил искусством. В его творчестве не было эстетизма, подражательства, назидательности, пустого умствования, хаотичности чувств. Что же оставил нам после себя художник Владимиров, избежав всех этих соблазнов? Оставил плод своей души - честную работу-размышление, сделанную красками на холсте. Оставил живопись.

Н. Севастьянова
(Опубликовано в альбоме «Николай Владимиров. Каталог живописи». Владимир, 2006)

наверх