ВИТИНГ Николай Иосифович (Москва)

1910-1991

Живописец, график, художник книги. Автор воспоминаний «На пороге вечности».
Автор жанровых картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. 

1910
Родился 20 декабря в Брянске в семье инженера-путейца. Отец и мать Витинга увлекались живописью, а в коллекции дяди были работы Рябушкина, Перова, Клевера. 

1919
Семья Витингов переезжает в Москву. 

1919–1927
Учеба в школе № 25 Пролетарского района.

1927 
Работал чернорабочим, грузчиком, землекопом.

1927–1928 
Занимался на курсах при Доме художественного воспитания в Москве у К.Ф. Морозова и И.К. Юона.

1928–1932 
Учился у К.Н. Суряева, Н.Ф. Фролова  в студии при обществе «Цех живописцев». Основателями этого художественного общества были А.В. Шевченко и А.С. Голованов. Большое влияние на художника оказало творчество Р.М. Семашкевича. 

1930-е 
В тридцатые годы творчество художника отличалось экспрессивной выразительностью и особенной музыкальностью. Такие работы как «Ремонт трамвайных путей ночью» (1930), «Даная» (1931), «Купальщицы» (1932), «Арест Киевского ревкома», «А.С. Пушкин» (1938) стилистически и эмоционально близки картинам своего старшего товарища и коллеги по «Цеху живописцев» — Бориса Голополосова. Линогравюра «Ремонт трамвайных путей» была приобретена Музеем революции, с нее была напечатана открытка.

1930–1932
Работал художником в Московском театре для детей. 

1931–1932
Был членом-учредителем и экспонентом Объединения работников искусств (ОРИ).

1932–1935
Работал экскурсоводом в Государственной Третьяковской галерее.

1933
Занятия в студии рисунка при Клубе театральных работников у В.А. Фаворского. Пользовался советами А.В. Шевченко. 

1934–1942
Учеба в Московском институте изобразительных искусств (с 1939 переименованном в Московский государственный художественный институт). Вначале на графическом факультете у П.Я. Павлинова, затем на живописном – у С.В. Герасимова, Н.Х. Максимова. 

1942
После окончания института был зачислен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.
Принят в Союз художников СССР. 

1942–1945
Как представитель Студии военных художников работал на Южном фронте в районе Ростова-на-Дону и на Брянском фронте (1942 – 1943).  Работал в Военно-морском издательстве (1943 –1945). Выполнил серии «Западный фронт» (1943, акварель), «Южный фронт» (1943, акварель и литография).

Конец 1940-х–1950-е
Военная тема оставалась в творчестве Витинга и после войны, но постепенно она стала уступать место иным сюжетам. Художником выполнены графические серии по мотивам романа Н.А. Островского «Рожденные бурей» (1950, сангина, уголь), «Лесорубы» (1959, гуашь). Для  Детгиза, Гослитиздата, издательства «Молодая гвардия» были иллюстрированы и оформлены книги: «Обрыв» И.А. Гончарова (1946, 1950), «Малашок» И.И. Ликстанова (1947), «Вдохновлённые искатели» А.Д. Поповского (1953), «Рославлев, или Русские в 1812 году» М.Н. Загоскина (1955).
С 1950-х годов наряду с живописью художник много работал в технике литографии и офорта в Экспериментальной мастерской на Верхней Масловке.

1960-е
В шестидесятые годы Витинг возвращается к мотивам искусства 1930-х годов. Была выполнена серия автолитографий посвященной железной дороге, таких как «Путевой обходчик» (1961), «Железная дорога у Москвы» (1962–1964), «Радуга» (1965) «Платформа Челюскинская», «Железная дорога у моря» (обе 1967) и другие. Возможно, появление железнодорожной темы связано с воспоминаниями о детских годах, проведенных на железнодорожной станции Брянск.
В это же время художник работает в пейзажном жанре и над спортивной тематикой. Известны автолитографии Витинга на спортивные темы: «Баскетбол» (1960-е), «Борьба» (1960-е), «Венгры отдыхают» (1967), «Волейбол» (1960-е).
В работах на спортивные темы образное представление художника о спортивном зрелище превалирует над натурными наблюдениями.

1970-е – 1980-е 
Художник продолжает работать над спортивной тематикой. Выполнены автолитографии на темы «Борьба» (1970-е), «Баскетбол» (1971), «Бокс» (1970-е), «Спортивная гимнастика» (1970-е), «Танец с лентой» (1979).
Произведения последних лет чаще всего выполнялись цветными карандашами.

1991
Скончался 8 июня в Москве.

Произведения художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Каракалпакского государственного музея искусств имени И.И. Савицкого (Нукус, Узбекистан), Государственного художественного музея Грузии в Тбилиси, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (Истра), Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Музея «Преодоление» им. Н.А. Островского (Москва), в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах http://museum.kr.uzhttp://www.artpanorama.su, https://www.liveinternet.ru, https://sovjiv.ru

Выставочная деятельность началась в 1930 году с участия в 5-й выставке Общества «Цех живописцев». Экспонент 1-й выставки ОРИ (1931). Участник молодежных, московских, республиканских, всесоюзных выставок. 

Персональные выставки:

1978, 1992, 2010 (совместно с Б.В. Костроминым)  Москва.

Николай Иосифович Витинг – один из талантливых, незаслуженно забытых художников, вошедших в исследовательский труд Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были...».

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями 1960-х годов.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх