ВИЛЬЯМС Петр Владимирович (Москва)

1902-1947

Живописец, художник театра, график, педагог.
Автор портретов, жанровых и исторических композиций.

1902
Родился 17 апреля в Москве в семье учёного-технолога В.Р. Вильямса (1872—1957), сына Роберта Вильямса, американского инженера-мостовика, приглашенного на работу в Россию в 1852 году и навсегда оставшегося в ней.

1909
Посещал школу-студию В.Н. Мешкова, где получил начальные художественные навыки.

1911 – 1918
Учился в реальном училище К.П. Воскресенского.

1918
Занимался на медицинском факультете Московского университета, однако, в том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству.

1918 – 1923
Учился в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских – Вхутемасе  у К.А. Коровина, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, А.В. Шевченко, В.В. Кандинского,
Д.П. Штеренберга.

1922
Участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры.

1922 – 1929
Работал в Музее живописной культуры (в 1922-1923 - заведующим; с 1923 - заместителем заведующего и членом художественного совета).
Женился на актрисе Анне Соломоновне Ахманицкой.

1922—1924
Входил в группу «конкретивистов», стоящую у истоков ОСТ.

1925 – 1931
Был членом-учредителем и экспонентом объединения ОСТ. В ОСТовский период написаны картины «Портрет В.Э. Мейерхольда» (1925), «Человек в лодке» (1926), «Акробатка. Портрет актрисы А.С. Ахманицкой» (1927), «Негритянская Венера» (1929), «Автопробег» (1930) и другие.

1928
Командирован в Италию и Германию для ознакомления с европейскими музеями и 16-й Международной выставкой в Венеции.

1929
Вел практикум по живописи на этнологическом факультете 1-го МГУ. 
Впервые попробовал себя как театральный художник, приняв участие в постановке пьесы М. Уоткинса «Реклама» во МХАТе. 

1929 – 1939
Работал в качестве театрального художника, сотрудничал с МХАТом, МАДТ им.
Е.Б. Вахтангова и другими московскими театрами. Работы в театрах: «Пиквикский клуб» по
Ч. Диккенсу (МХАТ, 1934 и МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1935), «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1936), «Лестница славы» («Искусство карьеры») Э. Скриба (Московский театр Революции, 1936), «Тартюф»
Ж.Б. Мольера (МХАТ, 1939), «Ревизор» Н.В. Гоголя (МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1939).
В станковой живописи написаны: «Портрет К.С. Станиславского» (1933), «Портрет
Г.В. Александрова», «Портрет Б.В. Барнета», «Нана» (все 1934), «Танцы народов СССР» (1936), «Волга», «Портрет А.С. Пушкина» (обе 1937) и другие. 

1931 – 1932
После раскола ОСТ входил в объединение «Изобригада».

1934
Вступил в Союз художников СССР.  

1937
Принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

1939 – 1947
Работал театральным художником в Большом театре СССР (с 1941 – главным художником).
Театральные работы «Иван Сусанин» М.И. Глинки (ГАБТ, 1939, 1945), «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (ЛАТОБ им. С.М. Кирова, 1940, 1946), «Дон Кихот» по М. Сервантесу (МАДТ им. Е.Б. Вахтангова, 1941), «Вильгельм Телль» Дж. Россини (ГАБТ, 1942), «Последние дни (Пушкин)» М.А. Булгакова (МХАТ, 1943), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (ГАБТ, 1944), «Золушка» С.С. Прокофьева (ГАБТ, 1945), «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (ГАБТ, 1947), «Победители» Б.Ф. Чирскова (МХАТ, 1947).
Написаны картины «После налета», «Возмездие», «Портрет В.Г. Дуловой» (все 1942), «Портрет Д.Д. Шостаковича (1946), «Весна. Портрет А.С. Мартинсон и А.Д. Понсова» (1947).

1943
За оформление оперного спектакля «Вильгельм Телль» Дж. Россини удостоен Сталинской премии первой степени, которую вместе с коллективом Большого театра передал в Фонд обороны. 

1944
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1946 – 1947
Преподавал в МИПиДИ; профессор с 1946 года.

1946
Удостоен Сталинской премии первой степени за оформление балетного спектакля «Золушка» С.С. Прокофьева.

1947
Удостоен Сталинской премии первой степени за оформление балетного спектакля «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. 
Умер 1 декабря в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (3 уч.).

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина и других.

Личные страницы на сайтах https://ru.wikipedia.org, https://mxat.ru, https://artinvestment.ru, http://m-bulgakov.ru, https://vellum.ru

Выставочная деятельность началась в 1924 году с участия в 1-й дискуссионной выставке объединений революционного искусства в Москве. Участвовал в выставках «15 лет левых течений в русской живописи» (1926, Москва), Международная художественная (1926, Дрезден), АХРР (1928), Художественно-кустарная СССР (1929, Нью- Йорк, Филадельфия и др.), 17-я, 18-я и 19-я Биеннале (1930, 1932,1934, Венеция), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, Ленинград; 1933-1934, Москва), «15 лет РККА» (1933, Ленинград; 1934, Москва, Киев; 1935, Харьков), Всемирные (1937, Париж; 1939, Нью-Йорк) и др.

Групповые выставки: 

1925, 1926, 1927, 1928 Москва (I – IV выставки ОСТ).

Персональные выставки:

1948, 1952 Москва;
2021 Москва (Выставка «Петр Вильямс и Михаил Булгаков» в Доме-музее
К.С. Станиславского
).

Петр Владимирович Вильямс – один из ведущих мастеров советского искусства первой половины ХХ века, оставивший глубокий след как изобразительном, так и театрально-декорационном искусстве.

В коллекции творчество художника представлено эскизами к декорациям спектакля.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх