Эгиль Карлович Вейдеманис

Эгиль Карлович Вейдеманис родился в семье живописца и театрального художника Карла Яновича Вейдеманиса. Детские воспоминания связаны с картинами отца и вечерами, проведенными в Латвийском театре «Скатуве». 

Когда юноша окончил 9 классов школы началась Великая Отечественная война. Бомбардировки Москвы он наблюдал с крыши своего дома, в Замоскворечье, напротив которого высилась громада соборов Московского Кремля. И все это через много лет легло на полотна его работ, посвященных обороне Москвы.

В 1942 г. Э.К. Вейдеманис призван в армию, где в рядах 43-й Гвардейской Латвийской дивизии он попадает на Северо-Западный фронт. Тяжело ранен в 1944 г., демобилизован и поступает в художественное училище памяти 1905 года. Первым своим учителем после отца Э. Вейдеманис считает, преподававшего тогда в училище, старейшего русского художника В.Н. Бакшеева. Большое значение в жизни, тогда еще молодого художника, имело общение с друзьями отца живописцем Н.Б. Терпсихоровым, Г.А. Сретенским, В.Ф. Штранихом.

В 1950 году Э.К. Вейдеманиса принимают в члены Московского товарищества художников. С 1957 года он участник молодежных московских выставок. Как и многие художники увлекается Русским Севером и в течение 10 лет пишет на
р. Онеге в Архангельске, в Мурманске, в Каргополье.

Э.К. Вейдеманис один из организаторов и энтузиастов молодежных выставок, принимает участие в работе многих выставкомов.

Художник Э.К. Вейдеманис – натура активная и в этом прежде всего проявляется характер его творчества. Каждая его картина последнего десятилетия, когда творческие устремления художника обрели полную силу, привлекает своей выразительностью и четкой авторской позицией. Он художник с устойчивыми представлениями о ценностях жизни, художник-поэт и художник-гражданин, всегда знающий зачем он берет в руки кисть; четко построены его композиции, колорит всегда целен и внутренне напряжен.

С возрастом усиливается тяга к героике, к романтическому настрою его полотен. Все это в равной степени относится как к его произведениям историко-революционной и военно-патриотической тематики, так и к циклу работ, посвященных рыбакам-североморцам. Тоже можно сказать о его портретах и пейзажах, из которых самые удачные посвящены Москве: «Ночь в Замоскворечье»; «Зима на Трубной площади», «Москва 1941г. Замоскворечье», «У кинотеатра «Ударник» и др.

Картины Э.К. Вейдеманиса несхожи по настроению, световому состоянию и колориту, но их объединяет эмоциональная правда, взволнованность и глубокое понимание архитектуры Москвы.

Произведения Э.К. Вейдеманиса раскрывают прелесть настоящего и одновременно погружают зрителя в воспоминания о прошлом, сливая образы истории с современностью.

Ю. ДЮЖЕНКО, кандидат искусствоведения

(Опубликовано в каталоге «Эгиль Карлович Вейдеманис. Живопись». Москва, 1983).

наверх