ВЕЩИЛОВ Константин Александрович (Нью-Йорк, США)

1878-1945

Живописец, график, сценограф.

1878
Родился 15 мая в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Первые уроки живописи получил в Валаамском монастыре под руководством отца Луки, заведовавшего в то время росписью главного собора монастыря.

1893–1896
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

1896–1898
Учился в школе княгини М.К. Тенишевой в Санкт-Петербурге, в которой тогда преподавал И.Е. Репин.

1898–1904
Учеба в Петербургской Академии художеств у И.Е. Репина. Репин среди своих талантливых учеников выделял Вещилова не только как любимого, но и как «личного ученика».

1902–1903
Параллельно являлся слушателем Высших художественно-педагогических курсов при Академии художеств.

1903
Выполнил первый большой заказ. Это была диорама «Основание Петербурга», написанная к 200-летнему юбилею города.

1904
Окончил Академию с золотой медалью. В ноябре дипломная работа «Иоанн Грозный после казанских побед» получила высокую оценку Совета Академии, а автор получил звание художника и право на заграничную поездку в Италию «сроком на один год, с 1 января 1905 г., на казенный счет».
После гибели В.В. Верещагина (1904) заменил его при исполнении заказов Адмиралтейства.
Была написана «Прощеное воскресенье на Руси в XVII в.» (премия им. А.И. Куинджи, 1905).

1905–1906  
Находился в Италии и Франции, где работал над картиной «Юлий Цезарь. Последний выход в сенат». Не успев завершить ее в установленное время, по просьбе художника академическое начальство увеличило срок этой пенсионерской поездки еще на год.

1907–1910
Для усовершенствования своих познаний в истории заканчивает Императорский археологический институт в Санкт-Петербурге (1908). Писал картины на темы античной и русской истории: «Марий на развалинах Карфагена» (1907), «На Волге в старину. Стенька Разин перед походом на Астрахань 1669 г.» (1907, в феврале 1908 признана лучшей во Всероссийском ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств и получила «Первую юбилейную премию имени Ее Императорского Высочества принцессы Е.М. Ольденбургской» в сумме 2.000 руб.), «Суд над протопопом Аввакумом» (1907-1910). Выполнил декоративные росписи театрального зала для петербургского «Аквариума» (1908-1909).
Начало работы театральным художником – художественное оформление пьесы А. Суворина «Царь Дмитрий самозванец и царевна Ксения» в Театре Литературно-художественного общества (1910).

 

1911–1912
Вступил в Общество русских акварелистов (1911). Назначен на должность художника Морского министерства (1911), которое в течение многих лет со смерти А. Боголюбова было вакантным. Одна за другой им были написаны большие полотна, посвящённые морским сражениям русско-японской войны: «Прорыв крейсера „Аскольд” в 1904 г. в Желтое море», «Эскадра адмирала Рожественского», «Стоянка военных судов в Порт-Артуре» и др.

1912
За картину «Начало конца» получил 1-ю премию исторической живописи в Обществе поощрения художеств. Картина «Неожиданный приезд» приобретена Президентом Академии художеств Великой княгиней Марией Павловной. Получил чин титулярного советника и отправился в длительное путешествие по Египту и Палестине, где выполнил серию этюдов, для исторической картины «Цезарь и Клеопатра». Вместе с другом Г.М. Гореловым в течение трех месяцев жил на Капри у М. Горького.

1913
Награжден орденом Святой Анны II степени. Совершил поездку во Францию. Написан десяток пейзажей Франции. Картины «Бретань. Прилив» и «Вид Тюильри» были приобретены с выставки 1914 года вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

1914
Находился в Италии на острове Капри, где его застала Первая Мировая война. Прибыв на Капри в середине июля, из-за развернувшихся на Средиземноморье военных действий находился на острове полгода в вынужденном заточении. Это время посвятил работе над этюдами, которые составили основу большой, удачной в коммерческом отношении экспозиции художника на Весенней выставке 1915 года в Санкт-Петербурге.

1915
После возвращения в Россию заведовал декорационной частью Театра Литературно-художественного общества. На Весенней выставке в Санкт-Петербурге выставил около 20 итальянских пейзажей. Картина «Капри» (1914) получила 1-я премию Общества поощрения художеств.

1916 
Награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. В.Е. Маковский, Р.А. Берггольц и  А.Н. Бенуа предложили Вещилова к избранию академиком Академии художеств, однако при голосовании академиков, за избрание художника академиком было 14 голосов, и 20 голосов - против.

1918–1920                                                                         
Из голодного Петрограда приезжает в деревню Кочелаево Пензенской губернии к своему другу художнику Ф.В. Сычкову, с которым учился в Академии художеств. В Кочелаево знакомится с племянницей жены Федота Васильевича – Марьей, также приехавшей на время голода из Петербурга, женится на ней. Позже перебирается в уездный город Наровчат, где объединяет самодеятельные культурно-просветительские кружки, организовывает костюмированные вечера, революционные празднества, художественные лотереи, Первую художественную выставку картин.

1920–1922
В июне 1920 года уезжает в Петроград. На правах старого друга, И.И. Бродский поручает исполнить портреты участников II конгресса Коминтерна. Были выполнены зарисовки участников конгресса, но работа не была закончена. Приобретал на Петроградских аукционах предметы роскоши, выкупал некоторые свои произведения (например, этюды «Неаполитанский залив» и «Лодки»).

1922
В ноябре, вместе с Марьей Васильевной, эмигрировал из России.

1923–1927  
Около четырех лет жил и работал на Капри.

1928-1935
Жил и работал в Париже. Писал акварельные пейзажи. Работал художником-декоратором и режиссером Русского интимного театра Д. Кировой; состоял почётным членом Парижской Кают-Кампании. Постоянно оказывал помощь Ф.В. Сычкову – красками, а также продавая его работы во Франции.

1935
Переезд в США, в Нью-Йорк. В Нью-Йорке состоял членом обществ русских художников имени И.Е. Репина (Сорин, Судейкин, Харитонов, Алексей Яковлев, Левит, Борис Шаляпин) и  бывших Русских Морских Офицеров в Америке.

1945
23 апреля скоропостижно скончался в Нью-Йорке. Похоронен в Нью-Йорке.

Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музеях Хабаровска, Новосибирска, Севастополя, Перми, Одессы, Бердянска, Астрахани, Омска, Самары, Нижнего Новгорода, в Люксембургском музее в Париже, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах: https://ru.wikipedia.org; http://artpoisk.info; http://svistanet.com

Выставочная деятельность началась в 1902 году с участия в Весенней выставке в залах ИАХ. Участвовал в петербургских выставках: Весенних в залах ИАХ (ежегодно в 1902–1918), Общества русских акварелистов (1904–1917), Товарищества художников (1912, 1916), ТПХВ (1914–1918), 1-й и 2-й выставках Общества им. А. И. Куинджи (1917 и 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), 3-й выставке Общины художников (1921). Последней выставкой в России стала выставка «Революция, быт и труд» (январь 1924), где он представил несколько работ эскизного характера: «Петроград во время представления «Гимна освобождения труда», «Да здравствует Коминтерн! (Митинг в честь II Конгресса Коминтерна на стрелке Васильевского острова)».

Выставки русского искусства:

1930 Белград (Югославия);

1931, 1932 Париж;

1931-1932 Градец-Кралове, Брно;

1935 Прага.

Персональные выставки:

1927, 1928, 1929, 1930, 1931 Париж;

1937 Нью-Йорк, Чикаго.

Константин Александрович Вещилов – талантливый русский художник, превосходный пейзажист, тонкий лирик, незаурядный мастер колорита. Революция и эмиграция из России поделили жизнь и творчество художника на две части. До революции его имя было на слуху у многих, без его исторических картин и пейзажей не обходилась ни одна сколько-нибудь значимая столичная выставка, да и в состоятельных ценителях его картин и акварелей недостатка не было. После эмиграции о его жизни известно крайне мало. Какой-то свет на жизнь художника на чужбине проливают его письма своему другу и родственнику Федоту Васильевичу Сычеву. В них ощущаются жизненные проблемы самого художника и, несмотря на них, искренняя забота о старом друге.

Судьба ни при жизни, ни после смерти не смогла даровать художнику популярности, известности, большого имени. Картины Вещилова, написанные в эмиграции разбросаны по музеям разных стран, будто по чужим перекресткам, а картины, написанные в России находятся в запасниках многих музеев и многие годы не выставлялись. И дело здесь не в якобы их малой художественной ценности, а в опасном слове «невозвращенец», «прилипшему» к художнику-эмигранту.

Этюд, представленный в коллекции хорошо иллюстрирует высокое мастерство художника, который при других, более благоприятных, обстоятельствах мог войти в первый ряд пейзажистов России.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх