УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна (Москва)

1885-1961

Живописец, график, педагог.

1885   
Родилась 29 декабря в Орле, в семье офицера Андрея Тимофеевича Прудковского и его жены Веры Николаевны, урожденной Чоглоковой.

1898   
Переезд семьи в Москву в соответствии с новым служебным назначением отца.

1898 – 1905
Учеба в Московской частной женской гимназии В.П. Гельбиг.

1901 
Первое посещение Третьяковской галереи и Эрмитажа.

1905 – 1909
Учеба в частной художественной школе К.Ф. Юона, где преподавали И.О. Дудин и
Н.П. Ульянов. 

1908   
Поездка в Берлин и Дрезден, посещение Дрезденской галереи.
Сдает экзамен в Училище живописи, ваяния и зодчества, но не проходит по конкурсу.
Выходит замуж за Александра Дмитриевича Удальцова; свадебное путешествие в Петербург.

1909
Первые попытки самостоятельно работать с натуры.

1909 – 1911   
Работа в мастерской Кароля Киша, ученика Шимона Холлоши.
Изучала французское искусство по коллекциям И.А. Морозова и С.И. Щукина.

1912 
Продолжила художественное образование в Париже, в Академии «La Palette» у
А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и Д. де Сегонзака.
Изучала искусство кубистов и знакомилась с наследием «старых мастеров» в Лувре, стремилась усвоить по их работам искусство композиции и формы.  

1913     
Возвращение в Москву. Работала в мастерской В.Е. Татлина на Остоженке, в которой вместе с Л.С. Поповой организовала «Кубистический кружок».
Смерть матери. Надежда Андреевна фактически заменяет ее для своих малолетних сестер – Варвары, Тамары и больной Людмилы.

1914 – 1915
Художница работает в авангардной манере «кубофутуризма». Ее интересует соотношение предметов в композиции и в пространстве.
В эти годы написаны такие картины, как «Натурщица. Кубическая конструкция», «Швея», «Гитара. фуга» (все 1914), «Натюрморт. Молоток и кружка», «Красная фигура» (обе 1914 – 1915), «Синий кувшин», «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет» (все 1915) и другие.

1915
Написан текст к иллюстрированному буклету «Владимир Евграфович Татлин» (Петроград, 1915, издание Нового журнала для всех), который становится первой публикацией о творчестве Татлина.

1916
Муж – Александр Удальцов призван на военную службу. Оставшись без средств к существованию, Надежда Удальцова выполняет декоративные рисунки для артели вышивальщиц «Вербовка».
Зимой, совместно с К.С. Малевичем, участвует в создании художественного общества «Супремус». Собрания которого часто проходили в квартире Удальцовой на Смоленском бульваре, 65. 

1916 – 1919
Входила в общество «Супремус». В эти годы была написана серия супрематических композиций. 

1917 – 1919 
Участвовала в организации Левой федерации МСХ.
Работала во Всероссийской коллегии по делам изобразительных искусств, в Пролеткульте, принимала участие в оформлении Москвы к праздникам. 

1918   
22 сентября расстрелян отец Удальцовой, Андрей Тимофеевич Прудковский, генерал жандармерии в отставке. 
16 октября – смерть сестры, Людмилы Андреевны Прудковской.

1919   
В феврале читает лекцию «Кубизм» в Музее изящных искусств.
С апреля преподает в Первых Свободных государственный мастерских, сначала как ассистент Малевича, затем самостоятельно ведет мастерскую. 
Лето проводит в деревне под Звенигородом с Александром Древиным, становится его гражданской женой.

1920 – 1930
Удальцова – профессор Вхутемаса-Вхутеина, преподает на основном отделении, ведет мастерские на живописном и текстильном отделениях.

1920 – 1921
Сотрудничает в Институте художественной культуры (Инхук).

1921   
Рождение сына Андрея.

1922 – 1923
Работы Удальцовой экспонируются на Первой выставке русского искусства в галерее
Ван Димен в Берлине и в Амстердаме; ее произведения приобретает «Общество анонимов Драйер К и Дюшан М.».

1923   
Вместе с бывшими членами общества «Бубновый валет» принимает участие в Выставке картин, проходившей во Вхутемасе.

1925   
Вступает в Общество живописцев и скульпторов «Московские живописцы»; среди его участников Кончаловский, Машков, Лентулов, Рождественский, Фальк, Осмеркин, Королев, Ясиновский, Федоров, Грабарь, Древин, Шестаков.
К середине 1920-х годов перешла в своем станковом творчестве к своеобразному экспрессионизму, колористически сдержанному, полному внутренней пластической динамики.

1926 – 1928
Поездка на Урал вместе с Александром Древиным.

1927 – 1928
Член «Общества московских художников» (ОМХ), участвует в выставочной деятельности этого объединения.

1928   
На персональной выставке Александра Древина и Надежды Удальцовой в Государственном Русском музее в Ленинграде экспонируются работы уральской серии.

1929 – 1933
Творческие командировки на Алтай (вместе с Александром Древиным).

1930 – 1932
Работала в Московском текстильном институте.

1930   
На выставке современного русского искусства в Вене экспонируются работы из алтайского цикла.

1931
Графические работы, выполненные на Алтае, показаны на третьей, последней выставке группы «Тринадцать».

1932 – 1934
Работала в Московском полиграфическом институте.

1933 – 1935
Творческие командировки в Армению вместе с Александром Древиным.

1933
Удальцова и Древин подвергаются резкой критике за «формализм».

1934
Выставка Удальцовой и Древина в Государственном культурно-историческом музее Еревана.

1937
Поездки на реку Молога, работа над пейзажами.

1938
В ночь с 16 на 17 января арестован Александр Древин; расстрелян 26 февраля.
Удальцова спасла его работы от конфискации и уничтожения, выдав их при обыске за свои.

1941 – 1945
Во время войны работает в Москве, с бригадой художников писала портреты летчиков на аэродромах.

1945
Зимой и весной работает в Государственном цыганском театре «Ромэн», писала портреты артистов. Из этих работ была устроена персональная выставка.

1946
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

1949
Имя Удальцовой упоминается в резолюции III секции Академии художеств СССР «Формализм и натурализм, примитивизм и стилизаторство» (Москва, 1949, с. 61).

1950-е
В пятидесятые годы вела замкнутый образ жизни, продолжая работать в основном над натюрмортами и портретами.

1957
Посмертно реабилитирован муж – художник Александр Древин.

1959
Вместе с сыном Андреем Древиным подготовила для выставки художников – красных латышских стрелков в Риге работы Александра Древина, впервые показанные после более чем двадцатилетнего перерыва.

1961
Скончалась 25 января в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Произведения художницы находятся в ГТГ, ГРМ, во многих музейных собраниях и частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах: https://wiki2.org/ru, https://rusmuseumvrm.ru, http://rusavangard.ru.

Именем художницы назван кратер на Венере.

Выставочная деятельность началась в 1914 году с участия в выставке общества «Бубновый валет». В дальнейшем участвовала в выставках: 1915 «Трамвай В» (Петроград), «0.10» (Петроград); 1916 «Магазин» (Москва), «Бубновый валет» (Москва); 1921–1922 «Мир искусства»; 1925 «Московские живописцы»; Русского искусства в Берлине и Амстердаме (1922–23) и в Вене (1930); на XIV Международной выставке искусств в Венеции (1924).

Групповые выставки:

1931 (Третья выставка художников группы «13») Москва;
1958 (Выставка московских художников) Москва.

Персональные выставки:

1928 (совместно с А.Д. Древиным) Ленинград (ГРМ);
1934 (совместно с А.Д. Древиным) Ереван;
1945 (2 выставки), 1991, 2008 (совместно с А.Д. Древиным) Москва.


Удальцова Надежда Андреевна выдающаяся художница русского авангарда, соединившая в своем творчестве традиции русской школы живописи и новаторство в развитии художественных направлений кубизма, футуризма и супрематизма. Удальцова – обладательница яркой, оригинальной манеры живописи, автор выразительных по композиции и выразительных по цвету работ.

В коллекции творчество художницы представлено пейзажными этюдами середины ХХ века.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх