ТУРЖАНСКИЙ Леонард Викторович (Москва)

1874-1945

Живописец, график, театральный художник, педагог.

1874
Родился 30 сентября в Екатеринбурге в семье врача Виктора Андреевича Туржанского, много лет служившего в ведомстве Екатеринбургских горных заводов.

1875
Принятая до недавнего времени в литературе дата рождения художника 9 (21) февраля в действительности является датой крещения, о чем свидетельствуют хранящиеся у наследников художника выписка из метрических экстрактов Пермского приходского костела («Тысяча восемьсот семьдесят пятого года февраля девятого дня в городе Екатеринбурге Пермской губернии окрещен младенец по имени Леонард Виктор куратором Пермской Римско-Католической церкви священником Брониславом Орлишсим с совершением всех обрядов таинства доктора медицины коллежского асессора Виктора и Марии, урожденной Берштрессер, брачных супругов сын, родившийся 30 сентября минувшего года там же»).

1889–1895
Учился в Екатеринбургском Алексеевском реальном училище, рисование в котором преподавал А.М. Писарев. Одновременно занимался живописью у Н.М. Плюснина, выпускника Петербургской академии художеств.

1894
9 (21) октября присоединен в православие через миропомазание с наречением имени Леонид. Приняв в православие имя Леонид, Туржанский в кругу родных и коллег-художников оставался Леонардом.

1895
Приезжает в Москву и делает первую неудачную попытку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Переезжает в Петербург, где поступает в частную художественную студию академика живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского и одновременно – в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.

1896–1897
Возвращается в Москву, переводится в Строгановское художественно-промышленное училище.

1898
Вторично держит экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда был принят «вольноприходящим».

1900
Первое участие на официальной выставке — 23-й выставке учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

1902–1903
Посещает в Училище «необязательные» классы: пейзажный, которым руководил А.М. Васнецов, и класс рисования животных, где занимается под руководством А.С. Степанова. Получает в Училище первые награды: малые серебряные медали за рисунок и этюд, а также похвалу за успехи в классе рисования животных.

1903
Вместе с однокурсником по Училищу С.И. Петровым совершает первую поездку на Север.

1904
Принят в художественную мастерскую жанровой и портретной живописи Училища, которой руководил В.А. Серов.

Впервые участвует в качестве экспонента на выставках Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.

Избран в члены московского художественного кружка «Среда».

1905
Совершает вторую поездку на Север с С.И. Петровым по маршруту: Сухонь — Северная Двина (до Архангельска) — Кольский полуостров.

Выполняет рисунки сатирического характера для екатеринбургского журнала «Гном».

В числе 113 художников (членов Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников и других объединений) подписывает «заявление» (резолюцию), опубликованное в газете «Право» 8 мая 1905 года, где говорилось о том, что художники не могут оставаться безучастными свидетелями трагической картины действительности. Пишет портрет писателя И.А. Бунина.

1905–1906
Совет по управлению Городской художественной галереи П.М. и С.М. Третьяковых во главе с И.С. Остроуховым и В.А. Серовым приобретает работы Туржанского в галерею. С 33-й выставки Товарищества передвижников был куплен пейзаж «Север. Тихий вечер» (1905), а с 34-й выставки — «Холодный вечер. Северный Мурманский берег» (1906).

1906
В Екатеринбурге пишет декоративное панно над сценой Верх-Исетского театра, выполняя официальный заказ Комитета попечительства о народной трезвости.

1906–1910
Помогает К.А. Коровину писать декорации для спектаклей в театре М.В. Лентовского.

Выполняет ряд декоративных панно: «Север» (1907), «Тени» (1908—1909) и др.

1907
Совет преподавателей Училища живописи, ваяния и зодчества (А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, В.А. Серов, А.С. Степанов и др.) признает Туржанского вместе с М.В. Лебланом и М.Ф. Шемякиным «окончившими портретно-жанровый класс». Туржанский получает звание «неклассного художника живописи».

1907–1909
В конце 1907 года Туржанский подает прошение в Совет московского художественного общества о принятии его в портретный класс Училища вновь и занимается там под руководством В.А. Серова и К.А. Коровина.

1909
Совершает поездку на пароходе по Каме. Написана картина «Чайки. Кама, ГТГ».

1910
Вместе с И.И. Бродским, П.И. Петровичевым, А.В. Срединым и др. принят в Союз русских художников.

1911
Принят в Товарищество передвижных художественных выставок.

1912
Выходит (так же, как и П.И. Петровичев) из состава Товарищества передвижных художественных выставок, о чем в январе сообщает официально Н.Н. Дубовскому и П.А. Брюллову.

Покупка небольшого домика в селе Малый Исток, в двенадцати километрах от Екатеринбурга по Сибирскому тракту, к которому была пристроена мастерская, где художник работал с ранней весны и до поздней осени. Написаны картины «Осень. Солнце» (ГРМ), «Осень. Дача» (Новосибирский государственный художественный музей),«К вечеру».

1913
Принимает участие на XI международной выставке искусства (Glaspalast) в Мюнхене картиной «Две лошади».

1914
Женитьба на Варваре Сергеевне Любимовой. Портрет Любимовой написан в 1913 году.

Выполняет двухметровое панно «Волки», на тему баллады А.К. Толстого «Семь волков».

Удостаивается бронзовой медали международной Балтийской промышленной выставке в Мальме (Швеция) за представленный на выставке пейзаж.

1915
Рождение сыновей-близнецов Вадима и Игоря.

1918
В числе 56 московских художников, входивших в объединение «Изограф», подписывает письмо, обращенное в Комиссию при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов. В этом письме Туржанский и его коллеги сообщали о своем согласии «всемерно содействовать охране памятников искусства и участвовать в разработке и обсуждении всех вопросов художественной жизни Москвы».

1919–1920
Жил в Екатеринбурге. Преподавал в Екатеринбургских Свободных художественных мастерских. Принимал участие в создании праздничного оформления города ко второй годовщине Октябрьской революции.

1920
Совместно с И.К. Слюсаревым и С.Д. Эрьзей устраивает в Екатеринбурге выставку своих работ. «Это была первая художественная выставка в Екатеринбурге, — вспоминает ученик Туржанского Н.С. Сазонов, — после освобождения города от белых».

Рождение дочери Ирины.

1920–1941
Жил и работал в Москве. Написаны картины «Интерьер. Красный ковер» (1921), «Интерьер. Большая Никитская» (1928). Каждую весну приезжал на Урал в деревню Малый Исток под Екатеринбургом, где было написано большинство его пейзажных работ.

1921
Работал по госзаказу на коневодческих заводах в Тульской и Воронежской областях.

1926
На VIII выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Жизнь и быт народов СССР» показывает восемь пейзажных произведений, посвященных Уралу. Уральская печать («Уральский рабочий», 1926, 18 августа), отмечая двадцатилетний творческий юбилей Туржанского, назвала его «художником Урала».

1927–1928
Вместе с группой бывших участников Союза русских художников (М.X. Аладжалов, А.М. Васнецов, П.И. Петровичевым, и др.) и Товарищества передвижных художественных выставок (В.Н. Бакшеев, П.И. Келин, Н.А. Касаткин и др.) участвует в организации нового общества «Объединение художников-реалистов» (ОХР), на выставках которого демонстрирует свои работы.

1937
Первая персональная выставка произведений Туржанского в Москве, посвященная тридцатилетию творческой деятельности художника. На ней было показано 209 работ портретной и пейзажной живописи, а также декоративное панно. Арест и гибель сыновей Вадима и Игоря.

1939
На Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» показывает два городских пейзажа, посвященных современному Свердловску: «Свердловск, улица Ленина», «Новый Свердловск».

1941–1942
Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации на Северном Кавказе: в Нальчике, Долинске, Тбилиси.

1942
Переезжает в Малый Исток, заболевает, вылечивается в Свердловске.

1943
Возвращение в Москву.

1945
Скончался 31 марта в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

1999
В Екатеринбурге состоялась выставка «Леонард Туржанский, его окружение, его время». На фоне выставки 14-15 октября состоялась одноименная конференция с участием художников, искусствоведов, гуманитариев других специальностей из Москвы, Самары, Уфы, Оренбурга, Перми, Екатеринбурга, Красноярска.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Екатеринбурга, Владимира, Иркутска, Калуги, Новосибирска, Перми, Самары, Севастополя, Тюмени, Челябинска и многих других художественных, мемориальных, краеведческих музеях страны, а также в частных собраниях России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах:
http://cultobzor.ru/2014/01/turzhanskiy-gallery/5/;
http://tphv.ru/turzhansky.php;
http://www.maslovka.org.

Выставочная деятельность началась в 1900 году с участия в 23-ей групповой выставке учеников МУЖВЗ. Участник многих художественных выставок в России и СССР. Участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, а также в выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924–1925 годах.

Групповые выставки:
Выставки картин учеников МУЖВЗ: 23-я (1900), 24-я (1901), 26-я (1904), 27-я (1904);
Выставки Товарищества передвижных художественных выставок (1904−1911/1912);
Выставки Союза русских художников: 1905, 1906/1907, 1908/1909, 1911, 1912, 1914;
Выставка совместно с И.К. Слюсаревым и С.Д. Эрьзей 1920 Екатеринбург;
«Леонард Туржанский, его окружение, его время» 1999 Екатеринбург;
Выставка из наследия семьи Туржанских (совместно с В.Л. Туржанским, И.Л. Туржанской и Т.В. Туржанской) Москва.

Персональные выставки:
1937, 1941, 1959 (2 выставки совместно с П.И. Петровичевым, одна в АХ СССР), 1975 (АХ СССР) Москва;
1946 Свердловск;
1959-1961 (совместно с П.И. Петровичевым) Ленинград, Свердловск, Ярославль, Киев;
1965 Минск;
2000 Екатеринбург.

Леонард Викторович Туржанский – один из крупнейших русских пейзажистов ХХ века, обладавший редчайшим даром подлинного живописца. В творчестве художника получили развитие пейзажные традиции его великого учителя В.А. Серова – показывать красоту и эмоциональную выразительность самого простого, обычного, будничного. Благодаря большому живописному таланту, в картинах и этюдах мастера незатейливые сельские сюжеты превращались в произведения искусства, характерные для русского национального пейзажа.

В коллекции творчество художника представлено этюдами и рисунками.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх