ТИМКОВ Николай Ефимович (Санкт-Петербург)

1912-1993

Живописец, график.

1912
Родился 12 августа в посёлке Нахичеванские дачи в пригороде Ростова-на-Дону (в 1928 году был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону). Его родители, Ефим Егорович Тимков и Василиса Тимофеевна Аблязова, саратовские крестьяне, переехали в Ростов-на-Дону в 1892 году. Отец работал разнорабочим, в семье было четверо старших детей.

1924
Смерть родителей. Заботу о мальчике взяли старшие сестры.

1927 – 1931
Учился в Ростовском художественном училище у А.С. Чиненова.

1931
После окончания училища приезжает в Москву. Знакомится с П.А. Радимовым и другими московскими художниками АХР.

1931 – 1933
Работает в «Изогизе» чернорабочим, позднее вступает в члены товарищества «Всекохудожник» в качестве художника-оформителя. Одновременно занимается самообразованием в Третьяковской галерее и с упорством работает на пленэре, время от времени пользуясь доброжелательными советами М.В. Нестерова и С.В. Малютина. На квартире Радимова происходит встреча с И.И. Бродским, сыгравшим большую роль в судьбе художника, который посоветовал ему ехать в Ленинград для продолжения учёбы.

1933 – 1939   
Учеба в ЛИЖСА, в мастерской Бродского. Занимался у М.Д. Бернштейна, А.А. Рылова,
А.М. Любимова, В.А. Серова.
Дипломная работа — картина «Выходной день за городом».

1939 – 1946
Военная служба на Балтийском флоте. Служил в Политуправлении ЛВО. 

1941 – 1945
Принимал участие в Великой Отечественной войне. Участвовал в защите Ленинграда. Воевал на бронепоезде, на канонерских лодках. Награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». 
Во время Великой Отечественной войны написана серия пейзажей «Ленинград в блокаде», серия графических работ (гуашь, акварель), запечатлевших блокадный Ленинград, среди них «На Неву за водой», «Зимой», «Весна» (все 1942), «Ленинград в день прорыва блокады», «На Неве», «Орешек», «Трофеи» (все 1943), «Баржи на Неве», «Набережные Невы» (обе 1944) и другие (в настоящее время в собрании Государственного Русского музея и Музея истории Санкт-Петербурга).
Участвовал во всех выставках художников блокадного города и защитников Ленинграда,
в выставке «Героический фронт и тыл» в Москве в Государственной Третьяковской галерее (1943), а также в создании самой большой за годы войны выставки «Героическая оборона Ленинграда», открытой в 1944 году в Соляном переулке и положившей начало музею Обороны Ленинграда.

1943
Принят в Союз художников СССР.

Конец 1940-х – 1950-е 
В первое послевоенное десятилетие живописная манера Н. Тимкова развивалась и совершенствовалась в направлении, намеченном ещё в студенческие годы. Он был всецело под воздействием русских пейзажистов 19 века. В донских и волжских пейзажах художник стремился к охвату как можно большего пространства, к изображению множества ясно читаемых планов, что лежало в русле общей тенденции развития жанра этих лет. Среди известных произведений этого периода, показанных на выставках, «Уборка урожая» (1950), «Огни колхозной ГЭС», «Скоро жатва» (обе 1951), «Зимний пейзаж» (1952), «Донские дали» (1953), «Вечер на Дону», «На Дону» (обе 1954), «Тихая осень. На Дону», «Последний снег», «К весне» (все 1955), «Ветреный день», «Вечер» (обе 1956), «Лед идет», «Вечер на Волге» (обе 1957) и другие.

1960-е 
Свой собственный узнаваемый почерк художник обретает к середине 1960-х годов.
В работах этого периода живописный талант Тимкова раскрывается во всех видах творчества — от картины-пейзажа до натурных этюдов малых форм. Среди известных произведений этого периода «Мартовское солнце», «Октябрь. Первый снег» (обе 1960), «Первый снег» (1961), «На реке Тезе», «Улица в Холуе», «Осенние вишни» (все 1962), «Февральская лазурь» (1963), «В марте» (1965), «Весна», «Золото осени», «Волхов. Последний снег» (все 1967), «Солнечный день», «Зима пришла» (обе 1968), «Русская зима. Иней» (1969).

1970-е
В семидесятые годы художник продолжал активно работать в деревне Валентиновке и её окрестностях неподалеку от Вышнего Волочка, а также в своей ленинградской мастерской в доме художников на Песочной набережной. В эти годы написаны «Апрель», «Мстинское озеро», «В начале марта» (обе 1971), «Июнь голубой», «Май. Черемуха цветет», «Ранней весной» (все 1972), «В снегах» (1973), «Переславль-Залесский. Даниловский монастырь» (1974), «Снежное поле», «Февраль» (обе 1975), «Первый Снег», «Осень» (обе 1977), «Торжок», «Идут дожди» (обе 1978) и другие. 

1980-е – 1990-е
Художник каждый год с апреля-мая по ноябрь, иногда и зимой работал в Валентиновке, писал берега Мсты и Мстинского озера, близлежащие деревни, совершил поездки в Крым, Хосту, побывал во Франции и Югославии. Среди написанных в эти годы картин и этюдов работы «Город Торжок. Зима», «Зимнее утро», «Летний вечер» (все 1980), «Весна» (1982), «Сумерки» (1983), «Крым» (1988), «Переславль-Залесский» (1992) и многие другие. 

1987
Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

1993
Скончался в Петербурге. Похоронен на Ковалевском кладбище.

Произведения художника хранятся в Государственном Русском музее, «Эрмитаже», Государственной Третьяковской галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, США, Франции, Великобритании, Японии и других странах.

Личные страницы на сайтах: http://oknasocrealisma.com, https://www.len-sovet.com, https://ru.wikipedia.org

Выставочная деятельность началась в 1929 году в Ростове-на-Дону. Участник городских, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок.

Персональные выставки:

1947, 1976 Ленинград;
1957 Ростов-на-Дону;
1982 Москва;
1993, 2018 Санкт-Петербург;
1998, 2000, 2001 Сан-Франциско (США);
1999  Аспен, Нью-Йорк (США);
2000 Скотсдейл, Палм Бич (США); 
2001 Нью-Йорке, Вейл, Вашингтон (США).

«Жизнь Тимкова удивительна и одновременно типична для своего времени. Она отразила важнейшие события ХХ века, вместила все этапы становления и развития ленинградской живописной школы от её первых и до последних шагов. Уже после смерти его имени и работам выпала новая миссия – изменить представление американского зрителя о русском искусстве середины и второй половины ХХ века, заново открыть для него живопись «социалистического реализма». Картины Тимкова находятся сегодня во многих художественных музеях и крупнейших частных собраниях США. Его называют ведущим «русским импрессионистом», одним из крупнейших живописцев второй половины ХХ века».
(С.В. Иванов; цитата из статьи «Николай Тимков. Возвращение к истокам. К столетию со дня рождения художника»).

В коллекции творчество художника представлено этюдом 1960-х годов.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх