О Владимире Телегине

Творчество живописца Владимира Павловича Телегина уже давно стало неотъемлемой частью художественной жизни г. Владимира. Его лиричные, «негромкие» пейзажи привносят свои, наделенные чертами индивидуальности, тона в разнообразную палитру современной владимирской живописи.

Искусство увлекло В. Телегина в детстве, когда в родной Собинке он посещал изостудию при фабричном клубе. До сих пор с теплотой вспоминает художник своего первого учителя Д.И. Горбунова и то, как уходили в лодке по ночной Клязьме, чтобы, едва начнет светать, начать этюд. Затем была Мстерская художественная школа, где живопись преподавал И.И. Семин. Пришла пора служить в армии, и судьба, как считает В. Телегин, была к нему благосклонна: он оказался во Львове, где в течение трех лет занимался живописью под руководством В.И. Черкасова в студии при Львовском художественном институте, а также, одновременно, в изостудии при окружном Доме офицеров. В. Телегин, рассказывая о тех годах, непременно вспоминает своих учителей, считая, что каждый из них что-то ему дал как художнику. Так же он относится и к известным живописцам В.Ф. Загонеку, Н.Ф. Новикову и другим, бывшим художественными руководителями в Доме творчества «Академическая дача».

Помимо этого, как и у большинства художников, есть у В. Телегина учителя, с которыми он не мог встречаться, но искусство которых, безусловно, сказалось на его творческом становлении. Это – А.К. Саврасов и С.Ю. Жуковский,
П.И. Петровичев и Л.В. Туржанский, М.В. Нестеров и Н.П. Крымов, А.А. Рылов и В.К. Бялыницкий-Бируля.

Что касаемся поездок на «Академическую дачу», то работа там, в удивительно красивых местах, рядом с интересными художниками со всей страны, и в первые годы давала ему многое в постижении живописной культуры, полезна и столь же интересна и сегодня. Прежде всего полезна тем, что помимо творческого общения с разными по «почеркам» художниками, «освежает», как он выражается, палитру. Ежегодная работа в «потоке» позволяет ему и острей ощутить особенности родного владимирского пейзажа.

Какое же качество наиболее характерно для сегодняшней живописи В. Телегина? Это прежде всего – поэтичность, лиризм. Впрочем, это качество преобладало и в пору его первых шагов в творчестве, и в период формирования собственного круга образов, развития живописно-пластического «почерка». Лиризм свойствен самому характеру этого художника, он идет от его мироощущения. Пейзажи В. Телегина притягивают искренностью художника, его привязанностью к родной земле, умением прочувствовать тонкие нюансы настроения природы и, не растеряв их в процессе работы, донести до зрителя.

Внешне, казалось бы, сдержанные телегинские пейзажи, несмотря на отсутствие темпераментной фактуры и напряженных цветотональных сочетаний, эмоционально наполнены, а лучшие из них – на редкость мелодичны. Эмоциональный строй пейзажей В. Телегина, если попытаться целостно «увидеть» все творчество художника, особенно – за последние годы, воспринимается устремленным не к расширению, а к углублению, к многоплановой, последовательной разработке определенного круга мотивов, близких друг другу по интонациям.

Палитра В. Телегина в основном лишена подчеркнуто звонких «громких» цветовых сочетаний, ее достоинства в ином – в разработанности многочисленных серебристых оттенков синего, зеленого, охристого. Тонко сгармонированные друг с другом эти мерцающие оттенки сплетаются в цельную живописно-пластическую ткань.

Выставка посвящена 50-летию художника. Цифра немалая, юбилейная. Но пятьдесят лет в жизни художника – это время для подведения лишь предварительных, промежуточных итогов. В эту пору, оглянувшись на пройденный путь, живописец может и должен определить для себя ориентиры на той дороге, которая ему еще предстоит. В. Телегин – художник требовательный к себе, а, следовательно его ждут творческие задачи достойные, сложные и интересные.

(Опубликовано в каталоге выставки «Владимир Телегин. Живопись». Владимир, 1989. С 5-6).

наверх