О Владимире Телегине

Владимир Телегин – русский по натуре , пейзажист по призванию, в этом его суть художника и человека. Крепко сложенный, немногословный, он лишен внешних эффектов, позёрства, его чувства сосредоточены внутри, но в живописи они проявляются с полной силой. Однако и здесь художник не кричит, голос пейзажей задушевный, мягкий, с грустинкой. Перед нами художник-лирик.

Пейзажи легко «ложатся» на лирические строки, задушевную песню. Эпиграфом, раскрывающим суть представленных картин, общей идеей могут служить есенинские строки, обращенные к России: «Люблю до радости, до боли». Любовь к Родине до радости, боли - главная тема пейзажей, всего творчества художника.

Телегин-пейзажист формировался в 1970-е годы, когда в зените славы была «школа» владимирских пейзажистов, ею восторгались, ей подражали художники от Москвы до Владивостока. Владимир, по большому счёту, остался вне влияния «школы». Его живописная культура восходит к опыту пейзажистов, для которых природа универсальна, самоценна и требует непосредственного изучения, работы с натуры.

Пейзажи «Осенний день», «Туманное утро», «Весна в деревне Каширино», «Белая ночь» – итог многолетней неустанной, увлечённой работы художника на пленэре. Телегин мастерски решает сложнейшие живописные задачи, добиваясь предельной выразительности цвета, света, тона, фактуры мазка. Кажется, написаны холсты на одном дыхании, однако легкость эта кажущаяся, попробуйте мыслено изменить хоть одну деталь, и вы поймёте, что за простотой кроется строгий художественный отбор, анализ.

Осень, весна, белые ночи, стога – мотивы хорошо и давно известные – у Телегина получили своё неповторимое решение, и неудивительно: нельзя повторить переживание натуры художника-лирика, умеющего воплотить в пейзаже самое главное - душу природы.

Представленные пейзажи – картины в полном смысле этого слова, идея, мысль выражена в них полно и ясно. Но философия Телегина не лежит на поверхности, а высказана тем неуловимым, что влияет на уровне подсознания, взывая к нашим чувствам и разуму. Природа в картинах прекрасна, преисполнена гармонии, и в то же время самодостаточна, в ней нет места человеку, его быту как таковому, жанру. Трудно сказать, чего больше в композициях – неба или земли, они спорят между собой, как спорят земля и небо в душе современного человека.

Л. Такташова,
кандидат искусствоведения

(Опубликовано в альбоме «Владимир Телегин. Живопись». Владимир, 2004).

наверх