О Владимире Телегине

Критики сейчас много говорят и пишут о владимирских художниках, об истории возникновения владимирской школы, о её декоративности. Я думаю, главная наша черта – стремление создать живописный образ природы. Картина природы, её состояние для нас не самоцель, а способ выразить свои думы и чувства, своё отношение к жизни. В. Телегин не подражает ведущим владимирским пейзажистам. Он находит свою грань в образном решении пейзажа, основываясь на реалистических традициях русских художников-классиков, таких, как Саврасов, Левитан, Бялыницкий-Бируля. Телегин продолжает их в своём творчестве, находя собственное видение действительности.

Передо мной разные картины. Их больше сотни. Но поражает единство художественного решения, верность автора определённым принципам. Она, верность, может быть, и неосознанно, идёт от особенностей художника как личности.
Я давно знаю В. Телегина, и мне кажется, что его работы объединяет искренность, необыкновенная скромность. Он не любит кричащий красоты, эффектности. Красота его пейзажей глубинная. Она идёт не только от профессионального мастерства, от умения рисовальщика и колориста. Картины художника подобны лирическим стихам. Тот или иной природный мотив навевает то ликование и восторг, то задумчивость и печаль. Но каким бы ни было чувство, вызываемое изображением, оно всегда чисто, человечно, и его, пожалуй, можно определить одним словом – просветление.

К сожалению, в терминологии изобразительного искусства мало слов, которые могли бы отразить те или иные образные средства художника. Какой образ преобладает в пейзажах В. Телегина? Я бы позаимствовал термин у литературоведения и сказал – олицетворение. Да, природа у художника живёт жизнью, сходной с человеческой.
Да, берёзки у него могут и радостно улыбаться, и грустить. Взгляните на берёзы в картине «Летний вечер». Они в зените своего расцвета, зелёные их кудри склоняются до земли. А вот они поникли, пожелтели, словно постарели («Осень принта»). А теперь замёрзли в тяжёлом бездушном сне («Зимний вечер»). А посмотрите, как прекрасны берёзы, одетые в иней при свете солнца. Кажутся они заколдованными красавицами, которые скоро проснутся («Заиндевело»). И вот они проснулись. Зазеленели первые листочки, потянулись к солнцу, чтобы зазеленеть ещё пуще («Весеннее поле»). Живёт у художника и вода. Она разная в каждой картине. Взгляните, как она тревожна, как холодно поблёскивает
(«У реки Мста»). И какое тепло идёт от волн, словно зовут они искупаться («Воскресенье. Азовское море»). Прямо-таки живым существом кажется вода в картине «Мартовское утро». Она как губка впитывает и торжествующе радостно отражает всё, что видит вокруг.

А снег! Сколько раз он встречается в картинах В. Телегина. И всюду разный, непохожий. Всюду имеет свой оттенок, отражающий всё, что находится вокруг, оттенок, выражающий чувства и настроение автора. То он ослепительно-белый («Зима. Морозный день»), то серебристый («Зима»), то синеватый, словно рафинад («Весеннее утро»), то сероватый, будто посыпанный пеплом («Зимняя тишина»). Невольно вспоминаются слова поэта: «Снег бывает и красный, и жёлтый, и синий. В нём все цвета и оттенки России».

Радует и то, что пейзаж у В. Телегина не безлюден, не абстрактен. Во многих картинах («Зима. Морозный день», «Ставровский край. Снег выпал», «Летний вечер. После работы») отражены приметы времени, труд людей. Мы видим уборку хлебов, заготовку сена. Вот, к примеру, голубоватый трактор, везущий сено («Зима. Морозный день»). Небольшое место занимает он на картине, но оживляет её, как- то приближает к зрителю. Перед нами не только природа, но и человеческий труд на её фоне. Особенностью творчества В. Телегина является, на мой взгляд, строгая пластичность. Он не сторонник конфликтов. К примеру, на снежном фоне не увидишь у него ярко-синего трактора. Он обязательно голубоватый, перекликается с тенями, лежащими на снегу. В колористическом решении образа у художника нет пестроты. Цветовая гамма, соответствующая состоянию души художника, представляет собой неразделимое целое. Целостность эта – в общей идейной направленности творчества художника. Смотришь его работы, и словно чувствуешь призыв к людям – «Цените и берегите всё прекрасное на земле, и прежде всего то, что зовётся простым и возвышенным словом – Родина».

К. Бритов,
народный художник РФ
 

(Опубликовано в альбоме «Владимир Телегин. Живопись». Владимир, 2004).

наверх