Об Иване Сорокине

В жизни и творчестве Ивана Сорокина, можно сказать, я не посторонний наблюдатель. Развитие его в искусстве прошло на моих глазах и в известной степени при моем участии. Чтобы не говорить о Сорокине только в прошедшем времени, добавлю, что и по сей день моя жизнь связана с ним творческой близостью и личной дружбой.

С Сорокиным я познакомился в 1939 году в Московской средней художественной школе юных дарований, куда я был приглашен работать в качестве художественного руководителя по живописи и композиции. В одном из классов, где я преподавал, учился Ваня Сорокин – человек незаурядных способностей к живописи, композиции и рисунку. Учился он хорошо, старательно, был любознательным, выделялся как колорист и был большим тружеником в искусстве. Работал Сорокин с большим напором, очень продуктивно и постоянно приносил массу этюдов, эскизов, рисунков на мой суд. Особенно много работ Ваня приносил после летних и зимних каникул. Я радовался его творческой ненасытности и всячески поощрял это. Когда я просматривал его домашние работы, а у меня было заведено просматривать работы учеников в присутствии всего класса, в просмотре участвовали все ученики. Обычно в этих случаях невольно возникали интересные беседы об искусстве, о мастерстве, о творчестве тех или иных художников.

Помню, часто вспоминались такие имена: Суриков, Коровин, Серов, Врубель, можно сказать, этими художниками были «заражены» все мои ученики. Сорокин постоянно находился под обаянием их творчества, что не могло не отразиться на его собственных работах. Но у Сорокина уже тогда намечалось что-то свое, можно сказать, у него был свой мир, свои любимые темы, свои любимые мотивы. Мне особенно нравилось то, что он привозил из деревни из-под Рязани: очень выразительные этюды типов крестьян, подмеченных и очень характерных, замечательные зимки, пейзажи с лошадками, деревенские избы с телегами, санями, интерьеры деревенских изб.

В городе он обычно писал и рисовал мотивы, которые были вблизи от его дома: улочки, дворики, отдельные дома. Писал он их с большой любовью, и выходило это у него всегда мило, уютно, заманчиво. Писал и рисовал он, конечно, и портреты, и натюрморты, но главная тема в городе – городские мотивы. Тогда я не думал, что в творчестве Сорокина «город» может занять такое большое место, лично мне казалось, что в нем разовьется скорее художник – певец русской деревни, уж очень обещающими были ранние работы, связанные с деревней. Но И.В. Сорокин избрал другой путь. Главной темой его творчества стали наши русские города: Москва, Новгород, Псков, Владимир, Ростов Великий и многие другие. 

Все его произведения отмечены большой влюбленностью во все русское. Его искусство поэтично, душевно, реалистично. Сорокин – талантливый художник, природный живописец, художник ищущий, враг всего фальшивого, не завистлив к успехам товарищей, доброжелателен ко всем искренним поискам у других художников, он художник широких взглядов на искусство.

В заключение я хочу сказать следующее: «Путь Сорокина в искусстве не был легким, ему многое еще предстоит преодолеть в пути. Но я верю в него!»

(Опубликовано в альбоме «Иван Васильевич Сорокин». Ленинград, 1985. С. 131 – 132).

наверх