Об И.В. Сорокине

Ныне чрезвычайно расширилось значение пейзажа. Он тесно связан с темой о нашем современнике и его трудах на земле. Однако для нас ценен и пейзаж «чистой» природы – изображение лесов, озер, горных массивов, рек, полей – пейзаж, выражающий состояние природы в разные времена года или суток. Ценность такого пейзажа в создании определенного настроения, в проникновении в скрытую жизнь природы, в выражении ее немеркнущей красоты. Дорог нам и российский пейзаж с элементами архитектуры новых городов или древнего русского зодчества как выражение народного гения далеких эпох.

Именно такого рода пейзажи созданы замечательным мастером-реалистом Иваном Васильевичем Сорокиным, который с глубоким душевным волнением умеет видеть и воплощать в своих работах подлинный образ родной природы. Его картины далеки от нарядных или же торжественных ландшафтов, но нельзя определять их и как «уголки» природы. Их лиризм, композиционная построенность основаны на значительности образа, его содержательности, наполненности человеческими чувствами, ощущением закономерностей жизни, отраженных в ритмах природы. Будь то работы, вдохновленные Суздалем, Троице-Сергиевской лаврой, Переславлем-Залесским, Москвой и Кремлем, или его маленькие поэмы о земле – солнечные весны, искристые белоснежные зимы, задумчивые осенние вечера. Картины Сорокина написаны широко и мягко, каждая деталь, изображенная в них, найдена и прочувствована, но воспринимаются они как сотворенные на одном дыхании. Этому способствует пластически завершенное свето-тональное решение картин, подчеркивающее форму и строящее пространство.

Работы Сорокина выделяются даже на больших выставках. К ним хочется возвращаться как к живительному лесному роднику. Вы чувствуете себя вовлеченными в тот мир, в котором живет художник.

К.С. Кравченко

(Опубликовано в альбоме «Иван Васильевич Сорокин». Ленинград, 1985. С. 132 – 134).

наверх