СОЛОГУБ Леонид Романович

1884-1956

Живописец, график, архитектор, военный репортер, организатор выставок русских художников-эмигрантов за рубежом.

1884 
Родился 16 апреля в городе Ейск в семье купца 2-й гильдии. Отец, Роман Стефанович Салогуб – прямой потомок запорожцев, выходец из Литвы. Мать – Екатерина Семеновна.  

1896 – 1898
Учился в Московской практической академии коммерческих наук (обучение не завершено).

1898 – 1902
Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (сентябрь 1898 – май 1902).

1902 – 1910
Обучение на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (класс профессора Л.Н. Бенуа).
В этот период происходит изменение буквы «а», в написании фамилии, на букву «о».

1909
Удостоен первой премии за проект здания купеческого банка в городе Харькове.

1910
Окончание Академии, получение звания художника-архитектора и права на пенсионерство за проект здания Государственной Думы. 
Избран действительным членом Санкт-Петербургского общества архитекторов. 
Участие в художественной выставке «Бубнового валета» в Москве вместе
с М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой, И.И. Машковым, П.П. Кончаловским. Начало дружеских отношений с Михаилом Ларионовым.

1911
Совершил пенсионерскую поездку за границу. 
Совместно с В.С. Бартом, А.М. Рухлядевым, А.Б. Регельсоном и С.О. Овсянниковым получил первую премию в 2000 золотых рублей как победитель конкурса на лучший вариант памятника к 300-летию Дома Романовых. Однако памятник стал возводиться по проекту, получившему вторую премию (скульптор А.Г. Адамсон, архитектор С.А. Власьев).
Совместно со скульпторами и В.В. Лишевым выполнены проекты памятников императору Александру II и императрице Марии Федоровне, получившие четвертую премию.

1912
Основание при своей студии Объединения живописцев, архитекторов и скульпторов «Мастерская трех искусств», которое вошло в Союз деятелей искусств и было официально зарегистрировано в 1917 году. 
К столетию Бородинской битвы выполнил памятник артиллеристам 12-й батарейной роты на Шевардинском редуте. На сегодняшний день это единственное сохранившееся в России сооружение архитектора. Так как Сологуб отказался от гонорара за памятник, офицеры-заказчики подарили ему драгоценный медальон.
Участвовал в коллективном проекте Дворца искусств в Петербурге, получившим
1-ю премию. 

1912 – 1913
Спроектировал и построил здание для Собрания служащих при красильно-химической фабрике Красильщиковых в поселке Родники Иваново-Вознесенской губернии (ныне город в Ивановской области).

1913
Спроектировал и оформил в Костроме 25 деревянных павильонов в старинном русском стиле для юбилейной выставки в честь 300-летия Дома Романовых. При посещении выставки Государь-император Николай II в знак признательности за успешные постройки подарил Сологубу золотой портсигар.
Во время пребывания в Костроме знакомится с Анной, младшей дочерью известного купца-миллионера Николая Михайловича Красильщикова (1863 – 1920), возведенного в потомственное дворянство.  
Присуждена первая премия на конкурсе проектов по реконструкции Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, однако, как и в случае с костромским памятником 300-летия Дома Романовых, в силу независящих от него обстоятельств, работы были проведены по проекту председателя конкурсной комиссии — его учителя, академика Л.Н. Бенуа. Ученик обошел учителя, в результате между ними наступает охлаждение.

1914
Последними предвоенными работами стали проект жилого пятиэтажного дома для рабочих Экспедиции заготовления государственных бумаг (получил вторую премию на конкурсе) и здание санатория для художников имени М.В. Крестовской в местечке Мариоки, построенное им по собственному проекту.
Перед началом Первой мировой войны некоторое время провел в Екатеринодаре, где на Борзиковской улице, (ныне улица Коммунаров, 105) жили его родители. На доме установлена мемориальная доска.
С началом войны пошел вольноопределяющимся на фронт, отказавшись от брони, которая полагалась как пенсионеру Академии художеств. Служил в 1-й батарее Лейб-гвардии стрелкового артиллерийского дивизиона.

1915
В феврале награжден Георгиевским крестом 4-й степени №195852 «за то, что 13.02.1915 находясь на наблюдательном пункте командира батальона, под сильным огнем тяжелой артиллерии противника, составляя артиллерийскую панораму для стрельбы батареи, которая дала возможность не прекращать огня батареи во время перемены наблюдательного пункта, чем способствовал успеху в остановке неприятельской атаки артиллерийским огнем» (по материалам фондов Гвардейского корпуса, РГВИА).
Произведен в прапорщики Лейб-гвардии стрелковой артиллерийской бригады приказом ГК Северо-Западного фронта 26 апреля 1915 года.

1916
Присвоено звание подпоручика Лейб-гвардии стрелковой артиллерийской бригады. 
Многие события из его жизни в этот период нашли отражения в романе «Семья Звонаревых», написанного его другом, писателем Александром Николаевичем Степановым (выведен в книге под именем прапорщика Л.Р. Сологубенко).
Л.Р. Сологуб публиковал фронтовые зарисовки в журнале «Нива». В одном из номеров журнала была опубликована статья «Художник-воин», посвященная его фронтовой жизни и творчеству (№ 26, 25 июня 1916 года).
В декабре 1916, по поручению Ея Императорского Высочества августейшего президента Императорской Академии художеств Великой Княгини Марии Павловны, провел в залах ИАХ благотворительную выставку этюдов и рисунков «На войне», в пользу детей сражавшихся воинов. Она вызвала отклики многих представителей культурной общественности, в том числе А.Н. Бенуа, который сравнивал его с Верещагиным. 

1917
В начале года устроил небольшую выставку в редакции петроградской газеты «Русская воля». 
Великую войну закончил поручиком Лейб-гвардии стрелковой артиллерийской бригады
(в этом чине он упоминается в составленной в эмиграции рукописной «Истории Лейб-гвардии стрелковой артиллерийской бригады» Н. Гранберга). 

1918
В январе 1918 по прошению Академии художеств уволен с воинской службы.
Становится членом объединения «Мир искусства».
Несколько месяцев работал в архитектурной мастерской А.В. Щусева и служил в Городском строительном комитете в Москве, после чего поехал в Екатеринодар.

1919 
В январе женится на Анне Николаевне Красильщиковой (1898 – 1936), путешествует по Сибири, Алтаю.
Возвращается в Екатеринодар, служит в ОСВАГе, для которого делает зарисовки жертв «красного террора».
В ноябре рождение дочери Ирины.

1920
В январе эмигрировал в Константинополь. Там встречался и помогал художнику
А.В. Грищенко.

1920 – 1921
Посещение Греции, Италии, где жил на острове Капри.

1921 
Поселился в Нидерландах в Гааге. 

1922
Развод с Анной Николаевной Сологуб, которая сначала жила в Париже, а затем в Италии, где вышла замуж за графа Василия Бутурлина. Затем снова вернулась в Париж, где и умерла в молодом возрасте – 38 лет и похоронена на Парижском кладбище «Аллори».
После развода дочь остается с отцом. После смерти отца покупает небольшую квартиру в Париже.

1924
Организация выставки художников-эмигрантов в Гааге для русских эмигрантов.
На выставке демонстрировались работы Е.Н. Ширяева, Н.С. Гончаровой, К.И. Горбатова,
А.Е. Яковлева, М.Н. Яковлева, М.Ф. Ларионова, В.Н. Масютина, А.И. Мильмана,
И.П. Похитонова и многочисленные полотна самого Сологуба.
Избран действительным членом Московского архитектурного общества.

1925 – 1926
Посещал Италию, жил на Капри, встречался там с художниками А.Е. Яковлевым,
К.И. Горбатовым, К.А. Вещиловым.

1928 – 1930
Выставки в парижском салоне Независимых (вместе с Ж. Браком, А. Тулуз-Лотреком,
А. Экстер, А. Матиссом, Х. Миро, А. Модильяни и пр.).

1930
Принял участие в Большой выставке русского искусства в Белграде.

1931
Становится членом объединений «Kunstring» и «Pulchri Studio» в Гааге. Ежегодно участвовал в выставках обоих объединений, в том числе в Большой юбилейной выставке «Kunstring» в Общественном музее Гааги (1941).

1935
Помог своему родственнику (мужу сестры) Павлу Лужецкому организовать в Гааге галерею под названием «Искусство нашего времени» (галерея P. Loujetzky), где проводились выставки русских художников, в которых постоянно принимал участие сам художник в 1935 – 1956 годах.

1937
Спроектировал и вел надзор за строительством православной церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гааге.

1956 
17 июля скончался в своей мастерской в Гааге. Похоронен на кладбище Westduin. 

По завещанию художника дочь Ирина Сологуб передала в дар СССР (в ГМИИ им.
А.С. Пушкина) около 350 произведений отца, в том числе серии «Город Ейск» (151 работа), «Мировая война 1914–1917» (113 работ), «Алтай и Сибирь» (83 работ). 

2007
Смерть дочери Ирины Леонидовны Сологуб в Париже.

Произведения художника находятся в ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГРМ, в частных собраниях в России и за рубежом. Несколько живописных произведений приобрела королева Нидерландов Вильгельмина.

Личные страницы художника на сайтах http://www.sologub-family.ru, http://artrz.ru, http://ria1914.info

Первое участие в художественной выставке состоялось в 1910 году в выставке «Бубнового валета» вместе с М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой, И.И. Машковым, П.П. Кончаловским.
Находясь в эмиграции, художник организовывал выставки русских художников-эмигрантов во Франции и Нидерландах и сам принимал в них участие.  

Групповые выставки: 

1910/1911 Объединение «Бубновый валет» Москва;

1912, 1913 Объединение «Мир искусства» Санкт-Петербург;

1921 Группа «Мир искусства» Париж.

Персональные выставки:

1916 (в залах ИАХ), 1917 Петроград;

1922, 1924 Париж;

1932, 1962 Гаага.

Леонид Романович Сологуб – замечательный русский художник и патриот своего Отечества, яркий представитель Серебряного века русской культуры. Оказавшись в эмиграции, он отказался принять голландское подданство и всю жизнь считал себя русским художником.

В коллекции творчество художника представлено фронтовыми рисунками Первой Мировой войны и пейзажем острова Капри.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх