СОКОЛОВ Илья Алексеевич (Москва)

1890-1968

Художник-график, гравер.

1890
Родился 31 июня в селе Фили под Москвой. Отец художника был почтальоном, но по болезни оставил эту профессию и стал работать сапожником.

1897 – 1902
Учился в общеобразовательном училище при духовной семинарии, по праздничным дням посещал рисовальную школу на Долгоруковской улице. 

1902 – 1908 
Не имея возможности учиться в художественном училище был учеником в иконописной мастерской Г.Д. Почётного, став квалифицированным иконописцем.  

1909 – 1911
Светской живописи учился в Москве в частной школе живописи художника
А.П. Большакова. Проходит головной и натурный классы, упражняясь непрерывно в рисунке с живой модели.

1911
Призван на действительную военную службу и рядовым направлен в крепость Осовец.

1911 – 1914
Служил декоратором гарнизонного театра. Во время службы познакомился с художником Эмилем Ланэ, учеником Коринта, который также отбывал воинскую повинность в Осовце. Общение с Ланэ расширило художественные знания и способствовало развитию вкуса. Ланэ показал некоторые приемы гравирования. 

1914 
С первых дней Первой Мировой войны находился на фронте, участвовал в боях на мазурских болотах, где попал в плен к немцам. 

1914 – 1918
Находился в плену. Попытка побега закончилась тюрьмой. Работал по сельскому хозяйству и в шахтах. Помогло звание художника. Свое дарование Соколов развивал в работе над многочисленными портретами кичливого начальства. 

1918
Возвращение в Москву по обмену пленными.

1919 
Приглашен на работу в живописную мастерскую Пролеткульта помощником
С.М. Колесникова. Однако после знакомства с замечательным мастером русской гравюры
В.Д. Фалилеевым перешел в руководимую им графическую мастерскую. 
1919 год – год рождения Соколова как гравера. Им выполнены первые гравюры на линолеуме. Одна из первых гравюр художника «В огороде» приобретена гравюрным кабинетом Румянцевского музея.

1919 – 1922
Занимается в графической мастерской Пролеткульта. Создает серию линогравюр «Германский плен» (1919).
В 1920 году становится ассистентом Фалилеева, а затем, в 1921 году, после его ухода, возглавляет мастерскую.
В 1922 году уходит из Пролеткульта, насаждавшего формализм.

1920-е
В двадцатые годы художник полностью отдает себя творческой деятельности гравера. Работает по договорам для Товарищества «Советский график», издательства «Изогиз», Комбината графических искусств.  Станковая форма линогравюры становится основной в творческой деятельности, в которой художник сосредотачивает свое внимание на темах труда, домашнего быта и семьи. Наиболее известны гравюры «Примерка платья» (1923), «Гладильщица» (обе 1923), «Прачка» (1925), «Туалет», «Кружевница» (обе 1926) и другие. 

1924 – 1929
Состоял в Ассоциации художников революционной России (АХРР).

1926
От показа труда в домашней обстановке Соколов переходит к индустриальной теме. Одним из первых художников он выполняет рисунки и акварели на московском заводе «Серп и молот», создает цветную гравюру «Прокатный цех завода «Серп и молот», положив начало серии работ на тему социалистической индустрии. 

1930-е
В тридцатые годы Соколов продолжает работать над индустриальной темой. Совершает поездки на Урал (1930), в Сибирь (1930), в Феодосию (1933), Таганрог (1934), в Донбасс (1936). По результатам поездок были написаны гуаши и созданы гравюры, отражающие размах социалистического строительства. 
Во второй половине тридцатых годов большое место в творчестве Соколова занимает портретный жанр. Он создает портреты рабочих, исполняет эстампные портреты руководителей партии и государства – В.И. Ленина (1938), И.В. Сталина (1938),
К.Е. Ворошилова (все 1938), писателя А.М. Горького (1939).  

1930
Состоял в Союзе советских художников.  

1932
Вступил в Союз художников СССР.

1937
Появилась первая большая пейзажная гравюра «Осень. Кузьминки», которая положила начало серии подмосковных пейзажей художника.

1940-е
Великая Отечественная война внесла в творчество новые темы. Художник посвящает свое искусство защите Родины, борьбе советского народа с врагом.
В послевоенные годы художник работал над серией работ мемориального характера; продолжал работу над индустриальной темой, над лирическими пейзажами. Работал над натюрмортами и портретами рабочих.

1942 – 1944
Создал цикл линогравюр «Москва в 1942 году». 

1944
Выполнил серию гравюр, объединенных под названием «Что разрушил враг». Перед зрителем проходят дивные создания архитектурного, скульптурного и паркового искусств, составляющие гордость русской национальной культуры, — «Колоннада Камерона» (Павловск), фонтаны «Самсон», «Нептун», «Ева» (Петродворец).

1947 – 1948
Работал над серией работ «По местам, связанным с жизнью и творчеством А.М. Горького».

1949
Создана серия работ «Дважды орденоносный завод «Серп и молот». Написана серия акварелей «Музей детства А.М. Горького».

1950-е – 1960-е 
Работал над серией работ «По местам, связанным с жизнью и деятельностью В.И. Ленина», над пейзажами Москвы и Подмосковья.

1951
Присуждена Сталинская премия третьей степени за серию цветных линогравюр на темы социалистического труда и серию акварелей «Музей детства А.М. Горького» (1949). 

1954
Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

1955
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1963
Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 

1968
Скончался 8 февраля в Москве.

Произведения художника находятся в собраниях ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГИМ в Москве, во многих музеях России, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, https://ru.wikipedia.org, https://tramvaiiskusstv.ru http://virtualrm.spb.ru

Выставочная деятельность началась в 1920 году с участия во 2-ой художественной выставке в городе Советск Вятской губернии. Участвовал в выставках «Мира искусства» (1921), АХРР (1924), общества «Жар-цвет» (1924 – 1926). Участвовал во многих крупных выставках, в том числе и юбилейных – «Художники РСФСР за XV лет» (1932) и «15 лет РККА» (1933). Участвовал в зарубежных выставках в Германии (Берлин. 1923), Великобритании (Лондон. 1934, 1938), США (Чикаго. 1935, Нью-Йорк. 1959), Болгарии (София. 1936), Китай (1936, 1958), Польша (Варшава. 1946), Бельгия (Брюссель. 1958).

Персональные выставки:

1926 Ленинград (Государственный Русский музей);
1929 (Музей изящных искусств), 1940, 1944, 1950 Москва;
1929 Казань (Музей татарской АССР);
1935 Таганрог (Государственный музей);
1938 Харьков (Украинская картинная галерея);
1950 Горький (Горьковский государственный художественный музей).

Илья Алексеевич Соколов – значительное явление в русском изобразительном искусстве. Будучи убежденным реалистом, он в своем творчестве наиболее последовательно развивал метод социалистического реализма, правдиво передавая социалистическую действительность, труд и быт советских людей.
Все творчество художника проникнуто бодростью и светлым оптимизмом.

В коллекции творчество выдающегося мастера представлено его линогравюрами.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх