От Кёнигсберга до Парижа

Выставка живописи и графики Нелли Петровны Смирнягиной — логическое развитие живописного дарования художника. Основу экспозиции составили работы акварелью, маслом, пастелью, что еще раз дает возможность проследить своеобразие творческого движения уже признанного мастера. Обширная выставочная деятельность
Н.П. Смирнягиной традиционно предъявляла нам эмоциональные, темпераментные произведения, выполненные в мягких материалах: гобелены, живописные росписи по шелку, аппликации. На этот раз известный в области декоративного искусства как в России, так и за рубежом, автор уверенно и талантливо заявляет о своем художественном языке уже в станковом изобразительном искусстве. И делает это легко, «с долей неожиданного».

Памятно выступление Н.П. Смирнягиной на зональной выставке 1967 года в Смоленске, где экспонировались иллюстрации к книге «Рассказы и сказки русских писателей». В них внятно прозвучали качества художника, предполагавшие в будущем творческие опыты в станковой живописи и графике, что с очевидностью проявилось на выставке, открывшейся в Калининградском областном историко-художественном музее.

В этом контексте я назову, в первую очередь, органичное чувство плоскости изобразительной основы, бережное отношение к бумажному листу, свободное, раскованное оперирование пространством и цветом. Эти черты в совокупности со смелым, азартным использованием по существу живописных техник и композиционной независимостью, позволяют говорить о новых и вместе с тем, зрелых качествах дарования Н.П. Смирнягиной.

Это нашло наиболее цельное выражение в цикле работ, посвященных страницам детства, проведенного
Н.П. Смирнягиной в Кенигсберге, в те годы только что обозначенном на картах как Калининград. Художник живет здесь с 1949 года. В этом городе выросла, училась в школе, сюда вернулась в 1972 году после окончания Ленинградского (Санкт- Петербургского) высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. С Калининградом связаны и все этапы творческой биографии: трудные поиски сути художественного ремесла и успех, не дающий права на длительный отдых. Теплая эмоциональная окраска проступает в ее рассказах о Калининграде. Любовь к родному городу с драматической судьбой, крупному морскому порту определила с самого начала главную тему ее творчества.

И вот перед зрителями образы разрушенного войной Кёнигсберга, увиденные художником через призму лет: «Черные ботиночки», «Колесо», «Сон в кёнигсбергскую ночь», «Побережье. Кранц», «У Кафедрального собора», «Пролетая над Кенигсбергом».

С Кенигсбергом связана и серия работ, посвященная И. Канту. В их ряду особый интерес представляют композиции, в которых фантазией художника воссозданы образы старого города. Их убедительность обусловлена большой работой автора над историческим материалом.

Жизнь моря, его стихия по-прежнему привлекательны для Н.П. Смирнягиной и находят образное воплощение в станковых работах, рождают необычные и яркие картины. Они неизменно связаны с интерпретацией конкретных жизненных впечатлений от поездок на побережье, к рыбакам,  от увиденного во время морских путешествий, подмеченного при увлекательных встречах с мореходами: «Ветер с Балтики», «Ракушки», «Побережье», «Прогулка по морю», «Берег и море».

Прошедший 1991 год был весьма событийным в творческой судьбе Н.П. Смирнягиной. В первую очередь это связано с поездкой в Париж на стажировку в Международный городок искусств. В распоряжении художника была мастерская и возможность совершенствовать свое мастерство. Почти трехмесячное пребывание во Франции было напряженным даже для трудолюбивой Н.П. Смирнягиной. Этому способствовал большой творческий подъем, который испытала художница. Сделано в Париже немало, многое совсем по-новому, чем мыслилось прежде. Активная работа закономерно дала свои результаты. Успех, настоящий большой успех – так можно определить итог этой поездки. Из числа художников разных стран, работавших в те дни в Международном городке, Н.П. Смирнягиной выпала престижная роль: проведение персональной выставки в выставочном павильоне Международного городка искусств. Последовавшие затем предложения принять участие в двух выставках европейских художников, приглашения от художественных галерей закрепили заслуженный успех.

В Париже родилась целая коллекция живописных произведений. Перед нами портреты новых друзей, городские виды, цикл живописных работ, связанный с православной темой. Они объединены между собой общим, характерным для автора изобразительным приемом, представляя своеобразный сплав условного и конкретного.

Романтическая тональность в решении образа города, динамика цветовых пятен, общая идея движения в композициях – таковы, в основном, художественные характеристики парижских работ: «Вид па Ратушу Парижа», «Дождь в Париже», «Париж», «Художница», «Мать и дитя», «Сон в Париже», «Улица Гренье сюр Лёо», «Розовое море».

К этой группе работ примыкает «Портрет папы римского Иоанна Павла II», который можно отнести к очевидной творческой удаче Н.П. Смирнягиной. Положительный результат работы над портретом объясним: в 1991 году русская художница была удостоена высокой миссии – преподнесению в дар папе Иоанну Павлу II, во время его визита в Польшу, своего произведения «Кафедральный собор Кенигсберга». Непосредственные наблюдения сыграли свою роль: портрет целен по образу и каноническому духу, органичен в световом решении.

Выставка Н.П. Смирнягиной – новое и убедительное подтверждение того, что в российском искусстве уверенно развивается яркий, оригинальный художник, своими творениями вносящий самобытный вклад в его развитие.

(Опубликовано в буклете-каталоге «Нелли Смирнягина. Живопись. Графика. Гобелен». Калининград, 1992).

наверх